Найти для засолки настоящую дубовую бочку – большая удача. И эта удача живет в поселке Дормидонтовка Вяземского района. У местного мастера бондарного дела Сергея Белокрылова на веранде приготовлено для реализации около 30 дубовых и кедровых бочек. В основном заказы идут от предпринимателей, которые приобретают натуральную тару не только для засолки, но под вино и коньяк, для оформления интерьеров баров и ресторанов.
Самый необычный заказ, по признанию мастера, был несколько лет назад на изготовление двух бочек емкостью 200 и 100 литров. Причем одна бочка вставлялась в другую с помощью экскаватора. Так предприимчивый бизнесмен рекламировал умение механизаторов, а также возможности и точность реализуемой им техники.
Однажды после того, как по центральному телевидению в программе «Время» был показан сюжет о дормидонтовском умельце, ему пришло письмо из Израиля от нашей соотечественницы. Ее мечта – березовый бочонок, который женщина просила мастера прислать по почте. Сергей Иванович сожалеет, что не смог выполнить просьбу израильтянки: почтовые работники сомневались, что бочонок выдержит дальнюю дорогу и не разобьется.
Мастер сетует, что заказов сегодня немного. Поэтому приходится подрабатывать заготовкой сена. У него под навесом складировано около двух тысяч тюков сена по 15 килограммов каждый, они ждут своего покупателя. В работе помогают сыновья, как говорится, семейный подряд. Заготовка сена в нынешний сезон шла в сложных условиях (дожди, заросшие кочкой и кустарником угодья), на старой технике. Трактора 1975 года выпуска, есть ветеран 1965 года, который рассыпается на ходу и требует постоянного ремонта. На новую технику средств нет. Взять кредит – проблема.
– В какие только кредитные учреждения я не обращался, когда хотел приобрести грузовик, – говорит Сергей Иванович, – везде отказали без объяснения причины.
Мастер поделился секретом изготовления настоящего коньяка в дубовой бочке: перегоняют вино на самогонку, которую заливают в бочку и ставят на хранение. Через три года трехзвездочный коньяк готов. Каждый год хранения прибавляет по одной звездочке. Дуб дает коричневый цвет и особый аромат продукту. Для меня было открытием, что коньяк, который покупаем в магазине, в большинстве случаев порошковый, а настоящий можно изготовить только таким дедовским способом.
Во всем регионе не осталось ни одного бондарного предприятия, есть считаные мастера, которые знают это мастерство. Сергей Иванович помнит те дни, когда в Вяземском был свой бондарный цех, он сам участвовал в его строительстве. Наблюдал за работой тамошних мастеров, что пригодилось ему в дальнейшем.
Воспоминает также, как восемь лет подряд трудился в госпромхозе на засолке грибов, которых и сегодня немало в Вяземском районе. Варил на костре белые и подосиновики по специальной инструкции от предприятия. Готовые соленые грибочки запечатывались в кедровые бочки на длительное хранение. Часть отправляли на местный овощеконсервный завод, где из них готовили капусту с грибами, она шла в магазины края. Весь регион тогда знал продукцию вяземских заготовителей и переработчиков.
Своими руками Сергей Иванович построил станки, на которых изготавливает бочкотару. Каждый из десяти станков выполняет строго свою операцию. Над одним из них – для обработки клепки – трудился почти два года, зато теперь те операции, которые производились на двух станках, заменил один новый. И это радует мастера. А вот что его совсем не радует, так это отсутствие сырья для изготовления бочкотары.
– Мог бы в день изготавливать по 10 бочек, – делится мастер. – Но не из чего делать. Дуба в тайге почти не осталось, весь выбрали лесозаготовители, которые продают лес в Китай. Хорошие деревья идут на экспорт, а те немногие, что продают на месте, плохого качества. Выход всего 10%, остальное годится только на дрова. Вот и посчитайте, во что бочка дубовая обходится.
Редкий умелец неоднократно пытался передать свое мастерство другим, были у него и ученики. Двоих из местных, Эдуарда и Сергея, вспоминает чаще всего, но и они не стали продолжателями старинных традиций. Сегодня в работе мастеру помогают сыновья – Иван да Владимир. Подрастает внук Сережа, который тоже проявляет интерес к делу. Несмотря на свои пять лет, клепку в пристройку носит исправно, топит печь и внимательно смотрит, как дед на станках изготавливает бочки. Надеется Сергей Иванович, что бондарное дело будет жить, не канет в Лету, а станет семейным и будет передаваться от отца к сыну.
– Муж у меня хороший, м вступает в разговор супруга мастера Елизавета Константиновна. – Работящий, никогда не обидит, слова грубого не скажет. Душой болеет за дело. Я за ним как за каменной стеной. И сыновья тоже в отца пошли, скромные, ко мне с уважением относятся.
Что скромные, видно сразу. Занятый ремонтом трактора ДТ-75 Владимир (готовил его для поездки в лес за дровами) на мою просьбу поставить бочки во двор откликнулся быстро, но вот фотографироваться отказался. Пока расставляли композицию из бочкотары, исчез по-английски, не попрощавшись. Хорошо, Сергей Иванович не подвел и не отказался попозировать на фоне своей продукции.
Жаль, что в крае, который считается лесным, единицы таких мастеров, как наш умелец из Дормидонтовки. Он – гордость Вяземского района. И задача власти – сохранить уникальное мастерство, оказать умельцу всестороннюю помощь и поддержку.
Наталья БЕЛЬЦОВА
Перепечатка материалов – с разрешения редакции. Мнения авторов и редакции могут не совпадать.
Все рекламируемые товары и услуги подлежат сертификации и лицензированию.
E-mail: info@anyui.ru
За достоверность рекламы ответственность несёт рекламодатель.
© 2024, Создание сайта - Инфорос
Оставить сообщение: