На такой вопрос ответ на самом деле прост: только к концу мая происходит завершение сбора информации по 40 различным показателям муниципальных образований, затем еще около 5 месяцев на обработку этой информации и вычленение конкретных результатов. И вот, как результат, посмотреть на итоги можно только к концу следующего года. О них и рассказала начальник отдела экономического развития Виктория Николаевна Ойтанко.
Она привела результаты оценки эффективности органов местного самоуправления (ОМС), которые определялись Указом Президента РФ № 607 от 28 апреля 2008 года и Распоряжением Правительства РФ № 1317 от 17 декабря 2012 года. Сразу оговорюсь, что оценка эффективности подразумевает цифровое выражение результатов деятельности ОМС - люди, рубли, проценты, место в общем списке. Поэтому Виктория Николаевна приводила много цифр - по, напомним, 40 показателям в 9 сферах деятельности - от спорта до глубинных экономических вопросов, за которыми и виден был результат. Можно, конечно, привести всё. Но в таком обилии информации легко потеряться. Поэтому расскажем о некторых моментах, предоставив комментировать результаты специалистам.
На первый же вопрос - зачем нам первые места, который возник по ходу доклада В.Н. Ойтанко, нашелся ответ в самом докладе: при получении первых мест в общем рейтинге муниципальных образований оное образование может расчитывать на вполне существенные гранты - от 2 млн руб. за первое место. А это - вполне чувствительная прибавка к бюджету. К примеру, за один такой грант наш район смог приобрести грейдер, а за второй - бурильную машину.
Виктория Николаевна отметила: "Для определения грантов за достижение наилучших показателей было задействовано 11 показателей докладов глав. По результатам мониторинга эффективности деятельности ОМС городских округов и муниципальных районов по итогам 2013 года Нанайский муниципальный район во второй подгруппе занял 4 место. В 2012 году мы заняли 3 место среди пяти муниципальных районов Хабаровского края - Бикинский, Вяземский, им. Лазо, Нанайский и Хабаровский районы. В целом же среди всех муниципальных образований края Нанайский район в 2013 году занял 14-е место, в 2012 году - 9 место". Первое место в этот раз досталось Хабаровскому району.
В.Н. Ойтанко подчеркнула, что результаты оценки эффективности свидетельствуют обо всех тендецниях в развитии района (и, как следствие, в крае) - и об отрицательных, и о положительных. Об этом можно судить на примере развития малого и среднего бизнеса: "Результатом деятельности малого и среднего предпринимательства является создание конкурентно-рыночной среды, обеспечение занятости населения и решение социальных проблем. Общей проблемой всех муниципальных образований края является снижение количества субъектов малого и среднего предпринимательства. И одна из причин связана с повышением страховых взносов во внебюджетные фонды". Поскольку подобные решения принимаются не на районном уровне, то результат деятельности района в этом показателе (снижение количества предпринимателей - до 96,5% от уровня 2012 года - 15 место по краю) также определяется не внутренней экономической политикой. И такая тенденция наблюдается во всех районах по всему краю.
Чтобы переломить ситуацию, район все-таки может использовать и собственные рычаги: "В целях осуществления мер для развития малого и среднего предпринимательства в муниципальном районе утверждена муниципальная программа "Развитие малого и среднего предпринимательства в Нанайском муниципальном районе на 2013-2017 годы". Ежегодно программа принимает участие в конкурсе муниципальных программ Хабаровского края, где на условиях софинансирования привлекет средства краевого бюджета для финансовой поддержки субъектов предпринимательства" - отметила Виктория Николаевна. В районе работают фонд малого предпринимательства, представитель подобного краевого фонда, регулярно организуются и проводятся семинары, обучения по бизнес-планированию для предпринимателей, по оптимизации налогообложения и многим другим вопросам. То есть, возможности, зависящие от района, реализуются.
"Объем инвестиций в основной капитал, за исключением бюджетных средств, в расчете на одного жителя района в 2013 году составил 916 рублей", - сказала Виктория Николаевна в продолжении доклада. Это на 2,3% меньше, чем в предыдущем году. "Мы заняли по этому показателю 15-е место в крае. Однако этот показатель еще может быть скорректирован, так как в период подготовки сводного доклада Хабаровскстат предоставляет только предварительные значения и досчитывает их в следующем году, иногда увеличивая этот показатель в два-три раза. Поэтому он может быть пересмотрет в лучшую сторону для нас. Увеличение же инвестиций в прошлом году наблюдается только в Николаевском и Верхнебуреинском районах". Это объяснимо, если учесть, что на территориях этих районов работают ресурсодобывающие предприятия или ведется строительство нефте- и газопроводов.
Что касается бюджетной обсепеченности района - доля налоговых и неналоговых доходов местного бюджета в общем объеме собственных доходов, то этот показатель за 2013 год составил 8,24%, а его среднее значение за 2011-2013 годы составило 12,1%. В связи с изменения в Бюджетном кодексе по всем районам края отмечается замедление темпов роста - из-за снижения нормативов отчислений по НДФЛ (налог на доходы физических лиц), а так же потому, что доходы от оказания платных услуг бюджетными учреждениями перестали относиться к доходам бюджета. Как решить эту проблему? Развитие малого и среднего предпринимательства, его поддержка, создание налоговой базы муниципалитета в части проведения работы в области земельных отношений. В последнем моменте район занимает предпоследнее место в крае - настолько мало у нас зарегистрировано земельных участков, подлежащих налогообложению.
Начальник отдела экономического развития привела еще много цифр - по всем показателям. И не все эти цифры плохи. В области дошкольного и школьного образования по нескольким показателям наш район занимает от 10 до 4 места среди всех муниципальных и городских районов края, причем прослеживается рост по этому значению. На 1,5% наш район опередил средний показатель края по обеспеченности населения библиотеками. То есть, наше население в крае выглядит самым читающим. Произошло снижение по такому неприятному показателю, как число выпускников, не получивших аттестат. Тут мы заняли 9 место в крае - неуспевающих стало меньше. А спортсменов стало больше. Причем настолько, что район занял 3 место в крае - каждый третий житель у нас занимается спортом (29,1%). И еще много-много цифр.
В целом же вывод из доклада неутешительный. За пять прошедших лет снижение произошло большинству существенных показателей. Хотя и некоторые из них спорны. Для примера: число спорсменов у нас реально намного больше - сколько человек занимаются самостоятельно бегом, тяжелой атлетикой? Они наверняка не включены в итоговую оценку.
Регулярно в нашей газете публикуется информация об интернет-портале "Голос-27", на котором жители самостоятельно могут оценить эффективность работы ОМС. Результат последнего опроса в сфере ЖКХ поразил всех присутствовавших на собрании - 67,2% удовлетворены работой ЖКХ по теплоснабжению (порог 20%), по водоснабжению и водоотведению - 54,6%, энергоснабжению - 66,7% и газоснабжению - 53,6% (оценивалось еще и транспортное обслуживание и качество автомобильных дорог - но там другие результаты, ниже порогового значения). А общая удовлетворенность деятельностью ОМС - 47,8%. Откуда такие цифры?
С дополнением к докладу выступила и.о. начальника отдела ЖКХ Александра Юрьевна Коржак. Она также обратила внимание на эти данные, заметив, что проблемы в сфере ЖКХ возникают постоянно, не смотря на действительно большую работу по созданию эффективно функционирующей системы. Капремонт теплосетей с. Маяк, приобретение двух дизель-генераторов для Верхнего Нергена и еще девять для других сел, два из которых - для с. Троицкое, которые очень пригодились в прошедший буран, генераторов, котлов для котельных, ремонт и модернизация подстанций, отопительных котлов и другого оборудования, ремонт воздушных электросетей (35 км вместо запланированных 25) - вот далеко не полный перечень мероприятий, проведенных в 2013 году на 23,8 млн. руб. Уже в этом году список только приобретенного отопительного оборудования для сел впечатляет - дизель-генератор для Верхней Маномы, два генератора для котельной дома культуры и школы №2, четыре котла для котельной дома культуры, два модульных блока для ДЭС с. Верхняя Манома, технологическое оборудование для котельных сел Маяк, Найхин, Дубовый Мыс, Лидога, Джонка, Иннокентьевка, еще три котла для котельной с. Найхин. В то же время заменено 400 опор линий электропередач (12 км), были проревизированы и отремонтированы 23 котла, множество подстанций и другого оборудования. Восстановлены более 80% - 64 км линий электропередач (опоры, сами линии, подстанции, трансформаторы и другое оборудование), пострадавших от наводнения 2013 года, на что было потрачено 46,9 млн. руб. В настоящее время восстановительные работы еще продолжаются. Общие вложения в ЖКХ в 2014 году составили около 57 млн. руб. из районного бюджета по софинасированию - 861,7 тыс. руб. Все эти меры, как отметила А.Ю. Коржак, позволяют проходить отопительный сезон без существенных сбоев, что, в свою очередь, свидетельствует об эффективности предпринимаемых мер.
Глава района Виктор Иванович Саватеев вернулся к цифрам, полученным из портала "Голос-27": "Как Вы думаете, насколько они реальны?". Александра Юрьевна ответила: "Нужно очень хорошо проанализировать цифры прежде, чем давать в эту программу (в интернет-портал - прим. ред.). Если рассматривать обращения граждан, которые поступают к нам, то проблемы ЖКХ стоят на первом месте". В общем, необъективность некоторых цифр заметна невооруженным глазом. "Тем не менее, - сказал Виктор Иванович, - нам не стоит себя убаюкивать. На коллегии не присутствуют начальники организаций ЖКХ, так как у них после прошедшей непогоды очень много тяжелой работы по восстановлению энергообеспечения предприятий района. Вот реальный пример, что проблем действительно не мало".
На вопрос из зала по поводу замены 400 опор электрических линий вызвался ответить предесдатель Собрания депутатов Н.Г. Сафронов: "Заменены были опоры, которые попали под наводнение и пострадали. Поэтому то, что в каком-то месте не поменяли опору, говорит только о том, что это место не попало под наводнение. И на линии тех населенных пунктов, которые попали в паводок, на ремонт деньги были направлены. Это большой объем средств, причем не наших собственных - 46 миллионов, которые были привлечены в рамках аварийно-восстановительных работ. И если эти работы позволят нам улучшить качество электроснабжения между Троицким и Маяком на территории района, то это будет большой плюс. Настанет время, когда мы будем заниматься уже только плановой реабилитацией линий внутри населенных пунктов".
Остановился Николай Геннадьевич и на злополучных "портальных" цифрах, приведя на самом деле очень глубокий анализ представленных данных и по докладу в том числе: "Можно по-разному относиться к этим интернет-результатам - они видимо субъективны. Констатация по докладу может быть одна: какую сферу ни возьми, мы оказываемся отброшенными не понятно на какие позиции. Как такое могло произойти? У нас не стало меньше объектов культуры, у нас не стало меньше объектов образования, здравоохранения, предприятия получали финансирование, шли капитальные вложения в сферу ЖКХ. Два года район находился на лидирующих позициях. Как за два года мы откатились неизвестно куда? Почему? Может быть, потому, что другие районы стали работать лучше?" Он также отметил, что отнестись к этому нужно с максимальной серьезностью, потому что от этого зависит уровень жизни населения, степень его доверия к власти, возможность со-работничества с жителями во всех сферах жизни, что, в итоге, и составляет благополучие и развитие района.
Что делать? Виктория Николаевна закончила свое выступление ответом на этот вопрос: работать. Это самый правильный совет, с которым согласны все члены коллегии.
В вопросе по результатам развития района было еще много моментов, на которых остановиться не позволяет формат газеты. Все они будут учтены в проекте постановления по итогам заседания коллегии. Туда же будут включены и предложения по второму вопросу, который достаточно много и часто освещается в газете: спорт практически не сходит с наших страниц. Поэтому мы просим прощения у читателей и у А. Лариной, главного специалиста отдела по социальным вопросам, а также у содокладчиков, что в рамках данной публикации не уделяем этому вопросу достаточно внимания. Отметим только, что в программе по развитию физкультуры и массового спорта действительно не достает массовых видов - легко-атлетических. Как верно заметил Виктор Иванович: "Легкая атлетика - мать, начало и основа всех видов спорта". Бег, кросс, другие "легкие" виды по-настоящему могут стать массовыми при минимальных затратах. Это также найдет свое отражение в готовящемся проекте решения коллегии.
Подготовил И. Лыткин
Оставить сообщение: