Еще летом, когда с завода выпускали в Амур часть «колючки», договорились с директором С.Н. Сосницким, что нам сообщат о возвращении рыбоводов с осенней путины из низовья Амура. Там бригада отлавливает осетровых для обновления генофонда заводской рыбы и на случай, если своих производителей будет недостаточно. Хотя, конечно, все просчитывается заранее.
Утром 17 октября мы были на набережной райцентра. На рейде уже стояла баржа с тремя большими бассейнами под навесом. У старого причала пришвартованы два катера, прибуксировавшие баржу с «низовки». Погода, конечно, выдалась не очень: дул по-осеннему холодный ветер, моросил дождь. Но рыбоводы уже готовились к последнему этапу перевозки рыбы на завод. Почему из Троицкого, ведь в Найхине есть свой удобный причал? Из-за малой воды, объяснил Сергей Николаевич.
Но и здесь, похоже, будет непросто. Вода от берега ушла быстро и грунт, несмотря на гравийную подушку, вязкий. С трудом выбрался из него подошедший автокран. Водитель рыбовозки рисковать не стал, остановился ближе к насыпи.
Поднимаемся по трапу на уже пришвартованную прямо к берегу баржу. Бассейны почти до краев наполненых мутной амурской водой и рыбы в них фактически не видно. Скоро увидите, обещают рыбоводы. За борт опускаются широкие сливные рукава и вода мощным потоком падает вниз. Уровень ее в бассейне начинает постепенно снижаться. Появляется один рыбий силуэт, второй, третий… Чем меньше остается воды, тем четче их видно. Вот это экземплярчики! Как выясняется чуть позже, самая крупная калуга весит 105 килограммов. Такие особи сейчас встречаются нечасто.
Всего же в бассейнах находится 60 рыбин. Шесть калуг (из них две самки), 30 самок и 24 самца осетров. Последние, конечно, поменьше калуги, но тоже внушительных размеров. Как объяснил С.Н. Сосницкий, осетров будут перевозить по 12 штук с обязательной подачей в емкость кислорода. А вот калуг придется по одной – слишком велики. Но как же смогут управиться с такой махиной даже несколько человек? Для этого и пригнали кран. А баржу вероятно, придется перешвартовать чуть ниже по течению, где береговой грунт более крепкий.
Вода в бассейнах очень холодная. Осетровые в такой становятся малоподвижными. Но самых крупных, скорее всего, придется усыплять, чтобы не упустить во время перегрузки. Для этого используется гвоздичное масло. Добавленное в воду, оно фактически обездвиживает рыбу. Но стоит запустить ее в чистую воду, она снова просыпается.
Еще во время вылова каждая из 60 рыбин была взвешена, зарегистрирована, зачипована. Отмечается даже дата и время вылова. А на заводе привезенных осетров и калуг сразу поместят в карантин, проведут необходимую обработку.
Налюбовавшись на огромных калуг в первом бассейне (фото в заголовке), подходим к третьему, где забравшись в воду в резиновом комбинезоне рыбовод Альберт Сыйдин определяет насколько хорошо осетры перенесли дорогу. Нажимает на какие-то точки под жабрами - рыбина резко дергается. Все в порядке. Но одна явно больна. Это видно по красным пятнам на колючках. Как объясняет Сергей Николаевич, в естественных условиях она уже не выживет, все равно погибнет. А на заводе есть все самое современное оборудование, препараты. Осетра попробуют вылечить. Уж больно приличный экземпляр.
В этом же бассейне увидели еще одну рыбу. Под передним плавником осетра прячет голову крупный сазан и так бок о бок плавает с ним по всему бассейну. Ну надо же! Где-то тут еще и карасик есть, говорит Альберт.
Уже в понедельник, созвонившись с С.Н. Сосницким, интересуюсь как прошла перевозка рыбы на завод. Сергей Николаевич объясняет. Рыба была в пути больше десяти суток, преодолела в бассейнах расстояние в 750 километров. В любом случае получила определенный шок. Но теперь все в порядке. Каждую рыбину на заводе сразу обработали пятипроцентным раствором соли, чтобы очистить от паразитов. Затем еще специальным составом для заживления мелких ранок и царапин. Больной осетр получил дозу антибиотиков.
Все привезенные осетры и калуги помещены в отдельный бассейн, где будут находиться до весны. Поскольку осетровые зимой не питаются, то за ними будет постоянно проводится только внешнее наблюдение и поддерживаться тепловой режим. Сейчас температура воды в бассейнах плюс пять градусов. Постепенно она будет снижена вдвое. Во второй половине апреля произойдет забор икры и молок. Если через некоторое время после этого рыба не возьмет корм, ее выпустят обратно в Амур.
В среднем по стране неофициальный общезаводской норматив по осетровым, которые начинают питаться в искусственных условиях содержания, составляет 60-70%. На нашем заводе этот показатель колеблется в пределах 85-90%. Как будет на этот раз - покажет время.
Подготовила Галина Конох
Фото Любови Степанюк
Перепечатка материалов – с разрешения редакции. Мнения авторов и редакции могут не совпадать.
Все рекламируемые товары и услуги подлежат сертификации и лицензированию.
E-mail: info@anyui.ru
За достоверность рекламы ответственность несёт рекламодатель.
© 2024, Создание сайта - Инфорос
Оставить сообщение: