В гости к Беликовым в первый раз попасть не удалось: все семейство находилось в центре, посещало различные инстанции, связанные с получением гражданства и поселением. Немного позже, когда семья уже вернулась, мы встретились и узнали подробности переселения Беликовых в Хабаровский край. Главы семейства Николая дома не было, он уже устроился на работу - семья большая, да еще и пополнения ждут. Тут не до отдыха. И работа сразу нашлась по душе:
- Муж у меня рыбак заядлый. Так что путина - для него как бальзам на душу, - с улыбкой и характерным донбасским акцентом говорит Валентина.
Именно с ней мы разговорились о том, как все произошло, как они попали в Троицкое. Вот что рассказала Валя.
Ровеньки
В шахтерском городке Ровеньки, что в Луганской области - полтора часа езды на юг от областного центра, жила-поживала, да добра наживала простая семья Беликовых: Николай, Валентина, да детишек двое - Софийка и Мишенька. Ждали пополнения семьи. Папа в шахте трудился - он шахтер, зарабатывал очень прилично, хватало на содержание большой семьи. Это и понятно - работа не из простых, опасная. Поэтому и платили хорошо. Мама дома на хозяйстве была, да за детьми смотрела. Жили - не тужили. Пока не началось то, чего не ждали. Сначала начали урезать зарплату, с прошлого года. Во время отъезда она сократилась с 5000 до 2500 гривен - в два раза. И теперь шахтер, добывающий в забое уголь, должен был сам за свои же деньги этот уголь покупать, чтобы топить печь.
Чем дальше - тем становилось хуже. Отовсюду полезли нацисты. В школах от русского языка остался огрызок - учебник одновременно по русскому языку, литературе и этике. Причем 1 час в неделю. И это для региона, где подавляющее большинство украинского языка не знает!
А потом - майдан.
- Я как увидела по телевизору, что делается в Киеве... Ужас, настоящий ужас! Стало понятно, что добром это не кончится, вспоминает Валя.
Так оно и вышло. Решили: надо уезжать. Только Николай уволился, как произошло страшное. В дом постучалась война.
В Ровеньках сначала было тихо, только издалека доносилось эхо артиллерийской канонады. Но знали жители, что это ненадолго, ведь Луганск - центр новосозданной Луганской народной республики. Значит, нацгвардия, которая остервенело рвалась задавить новорожденную республику, никак не пройдет мимо. Значит, и бомбить будут.
- Потому что для них мы все - сепаратисты и террористы, - с болью в голосе сказала Валентина. - А почему? Потому что хотим сами жить, без нацизма, без оглядки на национальность? Не знаю...Там, в нацгвардии, много молодых пацанов. Их в армию призвали, они идут послужить год, а их кидают в этот ад. Жалко их, с одной стороны. Но их матерей с запада Украины понять никак не могу: вы ж сами выбрали такое правительство. И теперь, как говорится, за что боролись...
Хоть и тихо было, но вести доходили тревожные и печальные.
- Ненависть сплошная, - утверждает Валентина, - такого я даже представить не могла. Просто так убивать мирных людей, детей. Ничего святого не осталось. Война - она такая...Детей я во двор не выпускала - у соседей в огороде разорвалась мина. Где гарантия, что она завтра у меня во дворе не взорвется? Вот представляешь, кругом гупает (артиллерийская канонада - прим.), а дети говорят: мама, мы на улицу в войну поиграть. У меня чуть волосы дыбом не поднимались от ужаса - это что ж с детей будет, если они во время войны в войну играть собираются?! А если еще, не дай Бог, что прилетит в огород - мина или снаряд?
Сделали погреб, оборудовали под бомбоубежище.
- Та шо там той погреб! - сокрушается Валентина. - Если попадет в него снаряд, то ни погреба, ни нас не будет.
Уже потом, недели через две, в телефонном разговоре с матерью, Валентина узнала, что начались обстрелы из тяжелой артиллерии, что долетали снаряды аж до Нагольно-Тарасовки, что артиллерийский снаряд попал в жилой дом, и мальчику 11 лет оторвало руку...
Беженцы
Не стали дожидаться, когда засвистят пули в их городе. В одночасье поднялись.
- Вот только сумочку с документами подхватили, да детишек, - рассказывает Валентина. - Нас точно Боженька на руках вынес, спас от беды и привел в Россию. Знакомый на своей машине довез нас до Свердловки (Свердловск; есть и такой городок в Луганской области - прим.), оттуда на автобусе доехали до Червонопартизанска. А там произошел счастливый случай: незнакомый мужчина, ехавший в Гуково (Ростовская область, Россия - прим.) предложил подвезти. Он-то и довез нас прямо до палаточного городка. Спасибо ему большое!
Границу мы пересекли рано утром, 1 июля, пока было затишье. В Гуково (Ростовская область, близ границы с Украиной) мы сразу оформились в палаточном городке как беженцы. Как только мы зашли в палатку, как начало опять "гупать" так, что палатки ходуном ходили от взрывов. Страшно...
Валя замолчала, уставившись в стол. Позже, в разговоре, она вскользь заметила, что даже звук пролетающего самолета или вертолета едва ли не вызывал у них панику. Понадобился месяц, чтобы перестать вздрагивать, и чтобы дети не поднимали с тревогой к небу глаза...
- Куда вы отправились после Гуково?
- Еще в Гуково мы знали, что поедем в Хабаровск. Муж у меня - шахтер. А тут, как нам сказали, есть шахты. Да еще он рыбак заядлый, а здесь - большая река, Амур. Он сразу сказал: еду туда, где есть большая река, есть рыба. Рыба прокормит. Он и дома-то на рыбалке пропадал постоянно. И рыба свежая всегда была. Там-то такого нет, чтобы рыба была в каждом доме, поэтому всегда друзья, родственники были рады такому угощению.
- Не испугались в такую даль ехать? На другую сторону земного шара?
- Я считаю, что чем дальше от того кошмара, тем лучше. Вообще, не знаю, чем вся эта война закончится...
Россия
- Из Гуковского из палаточного лагеря нас отправили в Санкт-Петербург. Беженцев было очень много. Но на Хабаровский рейс набирались люди долго. Поэтому нас стали распределять по разным городам по области, во временные пункты, пока наберется достаточное количество людей на хабаровский борт.
Мы попали в Агалатово Ленинградской области. Там во временном пункте мы прожили 3 недели. Глава Агалатово очень нас опекал, и чтобы мы как-то расслабились и пришли в норму, отошли от ужаса, даже устроил нам экскурсию в зоосад, где мы видели и медведей, и огромного уссурийского тигра. А местные жители, когда узнали, что прибыли беженцы с Украины... Ой, люди какие! Дай, Боже, им здоровья! Они принесли одежду на первое время, помогали, чем могли, давали самое необходимое беженцам, несли прямо сумками. Спасибо им, огромное спасибо!
Дальний Восток
- Когда набрался борт, мы полетели в Хабаровск. Полет был тяжелый - самолет бортовой, лететь долго, некоторые беженцы с грудными младенцами. Сложно было, тяжело. Но полетишь куда угодно, лишь бы не слышать, как гупает... Сейчас вот Софийку если спрашивают, то она отвечает: а там война, мы там жить не хотим. Что бы дите шестилетнее еще понимало? А вот понимает.
Прилетели мы в Хабаровск. Нас поселили в ПВП на втором Воронеже. Дали справку о временном убежище. Недавно мы заполнили документы на предоставление статуса переселенцев. Я сама родилась в России, в Кировской области, муж - в Курской области. Нас еще совсем маленькими увезли на Украину. Но поскольку мы родились в России, гражданство нам будет предоставлено в упрощенном порядке.
В УФМС нам сказали, что документы будут рассматриваться месяц-два - все будет проверяться. Как только получим статус переселенцев, то в течение месяца станем гражданами России. Очень надеемся, что мой новый ребенок будет уже гражданином России по рождению.
В Хабаровске мы сразу отправились в центр занятости, чтобы найти работу и выехать на место. Было много мест на острова южнее Сахалина, Ши... не помню, как называется...
- Шикотан?
- Да, так. Но там проблема: мужа берут, а меня с детьми... Нет там условий. Да еще и третьего ребенка ждем. В общем, не получалось подобрать. И тут приехала женщина, чтобы нанять рабочих-рыбаков в Троицкое. Говорит, что она сама с Украины, поэтому хочет помочь землякам. Так мы и решили поехать в Троицкое. Но встала проблема жилья - снять дом оказалось не так-то просто.
- В прошлом году Троицкое и весь район попали под наводнение, многие жители потеряли дома. Поэтому вопрос с жильем встал очень остро.
- Да, мы это теперь поняли. А тогда не знали, что и думать. Мир не без добрых людей. И в России, слава Богу, таких людей немало. И один из них - Валерий Пименович Яковец. Он сам - из Дубового Мыса, где обосновался, переехав из Хабаровска. Своими руками создал прекрасную усадьбу. Прошлогоднее наводнение отобрало у него все - и хозяйство, и жилье. Получил жилищный сертификат, на который купил квартиру в Троицком. Неунывающий, работящий человек - все начал создавать снова, с нуля. Два месяца назад женился. Жена живет и работает в Хабаровске, куда он и собрался переезжать. Там же и работа нашлась.
- А как так получилось, что вы встретились с семьей Беликовых? – интересуюсь у Валерия Пименовича
- Ко мне обратилась приятельница с просьбой помочь подыскать квартиру или дом в Троицком для семьи переселенцев с Украины, - поясняет он, - Вот я и предложил собственную квартиру. Подавал объявление о ее продаже и в Интернете, и через газеты. Потом поговорил с супругой: вариантов по продаже нет, жить буду в Хабаровске, там прописался, там работа. И мы решили сдать ее переселенцам.
Поехал в Хабаровск, встретился с Беликовыми, предложил свою квартиру. Они согласились. Забрал их вещи и привез сюда. В тот же день, вечером, и вся семья приехала. Так они и оказались в Троицком. Такой большой, сложный и длинный путь – в мирную жизнь.
Была для семьи Беликовых Украина родиной, "ненькой". Была. Да стала вдруг чужбиной. Теперь Николай и Валентина надеются, что Россия станет их родиной не только по рождению. Потому и не планируют никуда уезжать:
- От добра добра не ищут. Здесь мы и останемся. Детишкам с детским садом обещали помочь, у мужа работа есть. Чего еще нам искать, и где? А Украина... Надеюсь, мама тоже сюда приедет. Что там теперь делать? А здесь есть будущее и для нас, и для наших детишек - сказала Валентина.
Нужна помощь
- Большое спасибо Валерию Пименовичу! Повезло нам с хозяином - и вещи перевез, и помогает тут, делает все, - говорит Валентина.
Действительно, Валерий Пименович возился с электрокотлом, заканчивал его монтаж. А когда прощались, он уже навешивал новую входную дверь. На все руки мастер. Настоящий хозяин.
- Электрокотел, когда в доме маленькие дети, очень нужен! Поддерживать тепло в батареях, чтобы не было сильных перепадов температуры в помещении. Вот только с дровами не успел... Может, найдется добрая душа, поможет семье с дровами? Дети ведь маленькие, и в январе еще один будет. Надо помочь.
Не только дров нет у семьи. Есть, правда, немного кухонной мебели, газовая плита, умывальник, в спальне кровать - все это оставляет Валерий Пименович для переселенцев. Детишки пока спят в детской комнате на надувных матрацах. С мебелью явно негусто.
С момента публикации анонса этой статьи жители Троицкого уже передали семье Беликовых стиральную машинку, микроволновую печь. Пожилая жительница села принесла мешок картошки и пригласила Валентину в баню. Оказалось, она дончанка по происхождению.
Новым жителям райцентра на первое время очень нужны теплые вещи - холода на носу, а к нашим зимам они пока не привычные.
От их имени редакция просит жителей района оказать беженцам посильную помощь вещами, продуктами, кто-то, возможно, хотел выкинуть холодильник, какую-то мебель, постельные принадлежности - все пригодится, все нужно. У них ведь действительно ничего нет. Да еще и на душе - война, взрывы... Всем миром сможем помочь. Мы ведь все - русские. Мы сами и есть наша Родина. Не пройдем мимо нуждающихся.
Любой помощи будет рада семья Беликовых - Николай и Валентина с детишками 6 и 3 лет. Теперь они живут в с. Троицкое, ул. 40 лет Победы, д. 54, кв. 1 (рядом с ветстанцией).
Игорь Лыткин
Фото Любови Степанюк
Оставить сообщение: