Рекламный баннер 990x90px top
+18
USD 73.77
EUR 86.85
25 Июля, Sunday
Рекламный баннер 468x60px posleobjav

Сергей Луговской: ПОЭЗ Советская Гавань-Ванино будет развиваться

2014-07-28

– Сергей Леонидович, постановление правительства Российской Федерации о создании портовой особой экономической зоны было подписано в конце 2009 года. Однако до сих пор она, по сути, так и не сформирована. В чем причина?

– Действительно, реализация этого масштабного и важного для региона проекта продвигается очень медленно. Причин много. Одна из них – нарушение сроков разработки планировки, плана обустройства территории портовой особой экономической зоны и перечня инфраструктурных объектов федеральной управляющей компанией ОАО «Особые экономические зоны», которая так и не создала в Хабаровском крае даже филиала для управления ПОЭЗ, как это предполагалось. Сегодня ведется работа по формированию региональной управляющей компании, но остаются вопросы, связанные с законодательством, различными техническими моментами, финансированием. Пока не заработает управляющая компания, мы не сможем использовать выделенные на реализацию проекта финансовые средства.

– Для осуществления деятельности ПОЭЗ также было необходимо наличие резидентов – компаний-инвесторов, желающих вести хозяйственную деятельность на территории. Как обстоят дела в этом направлении?

– В настоящее время претенденты в резиденты ПОЭЗ две компании – ООО «Советско-Гаванский морской торговый порт» и ООО «Морской порт Новая Советская Гавань». Их заявки как потенциальных резидентов давно находятся на рассмотрении в Минэкономразвития Российской Федерации, правда, пока без движения. Советско-Гаванский морской торговый порт уже осуществляет перевалку грузов, но в небольших объемах, можно сказать, проходит «обкатку», «апробацию» своего пути. Компания ООО «Морской порт Новая Советская Гавань» зарегистрировалась на территории Советско-Гаванского района и продолжает заявлять о своих намерениях быть резидентом ПОЭЗ. 

Конечно, чем больше резидентов захотят работать в портовой особой экономической зоне, тем лучше, и за счет привлечения новых инвесторов возможно расширение площади ПОЭЗ, а значит и увеличении ее бюджетного финансирования, но пока решение этих вопросов находится только в начальной стадии. 

– Первоначально проектом планировалось создать портовую особую экономическую зону в Советско-Гаванском районе, позже в него был включен и Ванинский. Предполагаются какие-то особенности развития каждой территории в рамках проекта?

– Для Советской Гавани сейчас я бы назвал перспективным направлением концепцию по созданию рыбоперерабатывающего кластера, которую предлагает Правительство края. Она предполагает развертывание в районе новых объектов портово-логистической и производственной инфраструктуры, торговой логистики, бункеровки и снабжения судов, судоремонта. Выход рыбоперерабатывающего комплекса на проектную мощность (140 тыс. тонн в год) прогнозируется на период 2017-2020 годов. Конечно, и затраты потребуются немалые – около 4,5 миллиарда рублей. Уже есть ряд компаний, которые подтвердили свое намерение участвовать в проекте на основе государственно-частного партнерства. Рассматривается возможность и создания в Советско-Гаванском районе рыбной биржи.Чтобы морские суда разгружались, рыбная продукция могла какое-то время храниться здесь и перерабатываться, и затем по железной дороге ее перевозили бы на запад, в центральные части России. Заинтересованность в развитии этого направления как у властей, так и у бизнес-сообщества сегодня есть.

На территории порта Ванино запланировано размещение современных портовых перегрузочных комплексов по переработке экспортно-импортных грузов таких компаний, как ООО «Сахатранс», ООО «Дальневосточный ванинский порт», ОК «РУСАЛ», ЗАО «Дальтрансуголь» (ОАО «СУЭК»), ООО «Порт Мечел-Ванино». В связи с тем, что порт Ванино традиционно развит гораздо лучше, нежели Совгаванский, его грузооборот и объем инвестиций на несколько порядков выше: около 10 млн. тонн (к 2025 году) и 72 млрд. рублей соответственно.

– Все это впечатляет – инвесторы есть, ресурсы есть, территория есть, что еще, кроме решения «координационных» вопросов сдерживает процесс реализации проекта?

– Основная наша дальневосточная проблема – неразвитая транспортная инфраструктура. Железная дорога в районе Совгавани и Ванино хоть и серьезно развивается в последнее время, но она до сих пор однопутная, в связи с чем пропускная способность на участке Комсомольск – Советская Гавань крайне низкая. Железнодорожные пути до площадок ПОЭЗ вообще отсутствуют. В результате, потребности раз в 10 выше, чем возможности. Сегодня государство постепенно формирует необходимую инфраструктуру для деятельности инвесторов – ведется строительство ТЭЦ в Советской Гавани, посредством которой будет полностью обеспечена возрастающая потребность в энергии всех предприятий ПОЭЗ, осуществляется строительство линии 220 кВт «Комсомольск – Селихино – Ванино», строится автодорога «Хабаровск – Лидога – Ванино». Кроме того, на развитие территории должно сработать и планируемое создание в Советско-Гаванском районе ТОСЭР – территории опережающего социально-экономического развития, что предполагает дополнительную финансовую господдержку, налоговые преференции, создание большего количества рабочих мест.

– Как участвует в этих проектах Законодательная Дума Хабаровского края?

– Еще два года назад краевым парламентом был принят закон, освобождающий резидентов ПОЭЗ от уплаты различных налогов на определенное время, в краевом бюджете заложены средства на инфраструктуру ПОЭЗ. Правда, в связи с вышеизложенными проблемами этот закон существует пока только теоретически.

Конечно, мы внимательно следим за ситуацией, связанной с созданием ПОЭЗ, обсуждаем возможные решения, которые могли бы способствовать изменению ситуации. Работа, хоть и не так быстро, как хотелось бы, идет, и, будем надеяться, в ближайшее время портовая особая экономическая зона будет создана. Сегодня для подачи заявок в Минэкономразвития РФ для заключения соглашений о ведении деятельности в ПОЭЗ компании-инвесторы ожидают принятия решения об увеличении территории ПОЭЗ и начале деятельности управляющей компании. В свою очередь, Минвостокразвития РФ прорабатывает вопрос о возможности создания новых площадок на территории ПОЭЗ для размещения промышленных производств. Проект «Создание и развитие портовой особой экономической зоны «Советская Гавань» – один из самых перспективных для экономики края, и я очень надеюсь, что скоро все его механизмы заработают в полную силу.

Виктория Лиханова

613

Оставить сообщение:

Рекламный баннер 300x250px rightblock
Блиц-опрос
Оценка дизайна сайта