media/anyuiru/2014/May_2014/18_2014/IMG_3116.jpg– Принципиальное изменение, по сути, – одно. Образуется новая структура в городских округах, которых у нас в крае два, – Комсомольск-на-Амуре и Хабаровск. Теперь городские округа, как когда-то раньше, будут иметь внутрирайонные деления. В районах города будет своя власть – свой представительный орган, свой глава района, свой бюджет – получается, мы возвращаемся к старой схеме. Депутаты представительного органа такого внутригородского района будут избираться путем прямых муниципальных выборов. Глава же района будет избираться из числа депутатов представительного органа муниципального района и одновременно исполнять обязанности его председателя. Глава городского округа – он же мэр – в свою очередь, также будет выбираться из депутатов – только уже городского представительного органа.
– А как будет формироваться представительный орган городского округа?
– Тут есть особенность. Представительный орган городского округа будет состоять из депутатов, выбранных во внутригородских районах. Количество депутатов от каждого района будет определяться законом субъекта РФ, и оно не будет зависеть от количества избирателей, проживающих в данном районе. Например, по пять депутатов от каждого района. Вот из этих депутатов и будет выбираться мэр, или, по-новому, – глава городского округа. Согласно закону, он сможет совмещать две должности – председателя представительного органа и главы городского округа.
– Получается, что он будет одновременно представлять и законодательную, и исполнительную власть?
– Нет, не так. Он будет возглавлять представительный орган, а исполнительная власть «перейдет» к сити-менеджеру, который будет назначаться специальной комиссией и работать по контракту от 2 до 5 лет. В комиссию войдут представители разных ветвей городской власти, а также представители губернатора. То есть мэр – не исполнительная власть, а представительная и законодательная. Он будет представлять интересы народа, издавать нормативные документы, но у него не будет денег. Все деньги будут у сити-менеджера.
– А что изменится в муниципальных районах?
– Действительно, в этом же законопроекте есть изменения, касающиеся не только городских округов, но и муниципальных районов и затрагивающие порядок формирования их представительных органов. В поселениях будут осуществляться прямые выборы депутатов. Представительный же орган муниципального района будет состоять из глав поселений и депутатов, количество которых мы тоже определим законом. Допустим, в Вяземском районе – 19 поселений. Все главы этих поселений войдут в представительный орган района плюс, например, еще по одному депутату из каждого поселения, вне зависимости от численности проживающих там людей. То есть, в представительном органе района будет 40-50 человек. И они уже из своего состава будут выбирать главу района.
– Но глав поселений будут все равно выбирать на прямых выборах?
– Что касается глав, их будет выбирать население только в сельских поселениях. В городских поселениях глава также будет избираться из числа депутатов.
– Когда и как начнет действовать этот закон?
– До 15 мая должны вноситься поправки в законопроект, а потом пройдут второе и третье чтения, возможно к 1 июня он будет принят в качестве закона. Но все изменения начнут действовать только с окончанием срока полномочий конкретных представительных органов. Таким образом, везде он будет внедряться в разное время.
– Вполне закономерно, если люди спросят: почему нас лишили возможности самим выбирать себе мэра, главу района…
– Безусловно, люди спросят. А мы ответим, что вышел такой федеральный закон, и от нас тут уже ничего не зависит. Мы в свою очередь сможем писать письма, вносить поправки, чтобы сделать его как можно более эффективным.
– Как вы считаете, почему меняют уже сложившуюся систему?
– Думаю, на федеральном уровне было решено поделить полномочия исполнительной и представительной власти. Вместе с тем, есть момент, касающийся районов: люди живут не в районе, а в своем конкретном маленьком поселении – именно там они и будут выбирать своего представителя, который уже от их имени будет участвовать в выборах главы района. Своя логика тут, несомненно, есть. И еще один момент: убрав прямые выборы, мы экономим огромные деньги, об этом тоже не стоит забывать.
– Пока трудно оценить, чего в этом законопроекте больше – плюсов или минусов. Какой момент, по Вашему мнению, наиболее позитивный?
– В проекте закона есть, на мой взгляд, прогрессивное новшество – это изменения полномочий поселений. 131-й закон определил их довольно много – практически такое же количество, как городскому округу. При том, что в поселении может жить 300 человек, а в округе – 450-600 тысяч. Благодаря новому закону количество полномочий поселений резко снижается – с 38 до 13. Все что касается тепло-, газо-, электрообеспечения – все это становится полномочиями района. Не будет поселение заниматься дорогами, вывозкой мусора, вопросами организации захоронений, ритуальными услугами. Его задача – распоряжаться имуществом, развивать культуру, спорт, заниматься детьми. Маленьким поселениям – маленькие полномочия.
– Ну, а что бы вы отнесли к однозначно негативным моментам, прописанным в новом законе?
– Да, на мой взгляд, есть и такое. Вы прекрасно знаете, что идет перманентный перевод из городских поселений в сельские. Это выгодно – электроэнергия дешевле, есть льготы для учителей и врачей. Раньше этот процесс был достаточно простым: проводился опрос населения специально созданной комиссией, чтобы оценить мнение граждан – и решение принималось. Затрат на это практически никаких не требовалось. А теперь для такого перевода нужно провести местный референдум по всей форме – по сути, полноценные выборы, которые подразумевают массу затрат.
– До 15 мая в новый законопроект будут вноситься поправки, планируете ли направить свои от Хабаровского края?
– Да, собираем предложения от всех наших муниципальных районов. Затем документ, выражающий отношение населения, будет нами подписан и направлен в Госдуму.
Виктория Соколова.
Оставить сообщение: