Рекламный баннер 990x90px top
+18
USD 70.86
EUR 82.5
25 Октября, Понедельник
Рекламный баннер 468x60px posleobjav

Традиционные обряды нанай

2014-06-19

К моменту прибытия в Южно-Сахалинск нас уже ждали зрители в литературно-художественном музее книги им. А.П. Чехова. Желающих познакомиться с нанайской культурой было очень много.

Затем мы отправились в город Поронайск, где и проходил сам праздник, цель которого – популязация нанайской культуры на Сахалине. Кроме коллективов из Хабаровского края в нем приняли участие этнокультурный центр «Люди Ых миф» (Люди Сахалина), В. Золотова и Е. Дзяпи (г. Южно-Сахалинск), национальный ансамбль «Мэнгумэ Илга» (Серебряные узоры).

В Поронайске проживают люди разных национальностей, в том числе коренные малочисленные народы острова – нанайцы. Исторически так сложилось, что народ нанай был разделен на нанай Нижнего Амура и Сахалина. По обычаю предков весной, когда природа пробуждалась ото сна, сородичи собирались и радовались долгожданной встрече. И именно в это время в древности совершался свадебный обряд, потому что в это время года природа просыпается после холодной и долгой зимы, все вокруг расцветает, рождается новая жизнь. И в это время нанайцы проводили обряд «Унди», в котором принимали участие все жители стойбища.

Шаман совершает ритуальный обход родовой территории. Два помощника с «мечами» расчищают дорогу от злых духов, за ними еще один несет шаманский трехцветный флаг – алхатун, что означает пестрый. Считается, что он символизирует гармонию Вселенной и цвета его не случайны. Зеленый означает траву, землю, красный – жизнь, здоровье, голубой – цвет неба с живущими там богами. Пояс шамана называется – сона. Считалось, что подвешивая к нему лоскуты ткани, жители получают через него от верховного божества силу плодородия. Обряд «Унди» исполнили участницы ансамбля «Илга дярини».

Свадьба у всех народов - это событие важное, торжественное. В давние времена невесту выбирали родители жениха и до свадьбы он не видел свою избранницу. Обряд сватовства проходил в несколько этапов и растягивался на несколько лет. Члены разных родов дружили между собой, в стойбище друг к другу ездили, обменивались новостями и подарками, устраивали праздники. Роль жениха сыграл участник ансамбля «Мэнгумэ Илга», а роль невесты участница песенно – танцевального ансамбля «Гивана». Одевали невесту в красивые свадебные халаты, привезенные нашим ансамблем. Участницы ансамбля «Илга дярини» Т.А. Киле, В.А. Одзял, Н.П. Бельды и Т.Ф. Бельды в сжатые сроки срочно вышили сложные узоры, а руководитель кружка «Пакси паталкан» (Умелая рукодельница) О.А. Бельды собрала свадебный халат.

Весь свадебный обряд проходил на площадке у киноконцертного зала «Мир», где на улице были построены два хомарана, символизирующие жилища жениха и невесты. Во время обрядов можно было посмотреть выступления ансамблей и отдельных исполнителей малочисленных народов Севера, нанайские танцы, послушать песни, музыку на национальных инструментах.

После знакомства с обрядами гостей ждали концертная программа «Ачамбори» (Встреча), выставка декоративно-прикладного искусства коренных малочисленных народов Севера Хабаровского края и Сахалинской области, а также дегустация национальной кухни, которую приготовила Г.В. Тумали.

Она замечательная хозяйка, одна приготовила много вкусных блюд из речной рыбы и морепродуктов. В меню сахалинских нанай очень много национальных блюд из морепродуктов, мы с удовольствием их попробовали.

Во время проведения концерта нас тепло приветствовали мэр Поронайска А.М. Радомский, начальник управления культуры И.П. Полянская, директор областного центра народного творчества З.П. Лущан.

Уезжали мы из гостеприимной сахалинской земли воодушевленные новыми встречами и знакомствами.

Светлана Оненко

Фото из архива ансамбля

1969

Оставить сообщение:

Рекламный баннер 300x250px rightblock
Блиц-опрос