– Какова сегодняшняя ситуация со здравоохранением в Хабаровском крае?
– Ситуация в здравоохранении края неоднозначна. Если брать высокотехнологичные, специализированные виды помощи, которые оказывают в Хабаровске, Комсомольске, – это достаточно высокий уровень в масштабах всей России. Тут мы можем посоревноваться со многими ведущими медцентрами страны.
Наша ахиллесова пята – первичное здравоохранение. Это проблема всей страны, и данное направление гораздо труднее поддается реформированию. Хотя именно от первичной помощи по большему счету и зависит здоровье человека, продолжительность его жизни и т.д. Потому что 80% пациентов начинают и заканчивают свое лечение именно в поликлинике. И хотя мы сейчас всячески развиваем медосмотры, диспансеризацию, даже открыли в Хабаровске специальный «Центр здоровья», но эффективность всего этого пока очень мала.
Да, что касается диагностики рака – тут, соглашусь, проблему выявляют на ранних этапах, когда еще можно лечить. Но сосудистых патологий, а на них приходится 56% смертельных исходов, это касается в меньшей степени. Сердечные заболевания, та же ишемия, сейчас очень помолодели. И именно в среднем возрасте смертность увеличилась в два раза...
Диагностика на высоком уровне сегодня необходима, оборудование для этого есть. А лечить-то кто будет? Поэтому, пока мы не решим вопрос с кадрами, никакая модернизация нам не поможет.
– Но в крае ведь действуют программы, направленные на решение этого вопроса...
– Да, есть программы для поощрения врачей, направляющихся в районы, но они пока проблему не решают. Многие поликлиники обеспечены врачами только на 50%. Когда их не хватает, тогда большие очереди, а значит, страдает качество приема. Это острейшая проблема для всей страны, но для нашего края, с его территорией и труднодоступностью некоторых районов, особенно!
– Есть ли решение данной проблемы?
– Крайне сложный момент – это закрепление врачей в отдаленных населенных пунктах. Сегодня применяется вахтовый метод. Есть хорошие примеры – проекты, в которых мы стали пионерами в стране, например поезд «Терапевт Матвей Мудров», который ездит по районам. В прошлом году впервые запустили теплоход с аналогичной миссией – узкие специалисты проводили прием жителей из отдаленных районов. Но, конечно, это единовременная помощь, а необходимо, чтобы кто-то постоянно работал на местах. Народ возмущается справедливо: была участковая больница, теперь ее закрыли. Что такое участковая больница? Это медпункт, где должны оказать первую помощь. Но надо учитывать, что для врача там нет никакого профессионального роста, никакого специализированного общения, да и материально он не заинтересован. Конечно, есть участковые врачи, которые с утра подоили корову, пропололи огород, а потом пошли на прием. Но, по-хорошему, не об этом врач должен думать!
– Может, стоит вернуть распределение после обучения в медицинском вузе?
– На самом деле этот вопрос постоянно поднимается. Но как заставить человека? Раньше почему ехали? Вся медицина была государственной, и прокуратура очень строго следила за тем, чтобы не принимали на работу тех, кто не отработал по распределению. Я тоже работал после института по распределению на маленькой станции и совершенно об не жалею. Это была хорошая школа. А сейчас очень много частных клиник, куда можно устроиться безо всякого распределения. Правда, есть форма, о которой много говорится, но которая почти не внедряется: заключение договоров, когда человеку оплачивается учеба из краевого бюджета, и за это он должен отработать определенное время там, куда его распределят. Почему это не работает? Потому что стоимость обучения достаточно невелика, это во-первых, а во-вторых, вот он окончил учебу и не поехал работать по договору, а устроился где-то в городе в частной клинике. Надо его найти, а потом взыскать эти деньги. Раньше ведь диплом не выдавали, пока не отработаешь, а теперь по закону так нельзя. Конечно, и этот проект можно заставить работать.
– Анатолий Борисович, есть все-таки выход для районов?
– Думаю, нужно больше внимание уделить среднему персоналу. Потому что хороший фельдшер – он на голову выше некоторых врачей, особенно начинающих. Когда я приехал работать по распределению, на мое счастье, в больнице была опытная фельдшер, и первые два года я, не стесняясь, у нее учился. А медучилища у нас есть не только в Хабаровске, но и в районах.
– Влияет ли на решение этого вопроса то, что здравоохранение полностью передано в краевое подчинение?
– Считаю, что влияет. Поскольку теперь муниципалитеты даже не вправе заниматься этой темой. Они звонят в край и просят врача. В то время как лучше найти старшеклассницу из своего района, направить ее в медучилище, а после взять на работу фельдшером. Потому что там, может, и не нужен врач – уровня фельдшера будет достаточно. Во всем мире принято соотношение врачей к среднему медперсоналу 1/4, а у нас это соотношение 1/2. Да, у нас не хватает врачей, но еще больше не хватает медсестер, фельдшеров. Мы даже пошли по такому пути, предложили: давайте найдем в селах грамотных людей, даже пенсионеров, которые закончат курсы неотложной помощи, чтобы людям было к кому обратиться. Мы ищем любые пути. Еще один выход – санавиация. Чтобы врачи прилетали, скажем, раз в неделю. Но где у нас есть санавиация? Только в Хабаровске. А стоимость ее какая – вы посмотрите по билетам. Поэтому нужно, чтобы были отряды в Николаевске, Комсомольске, которые бы обеспечивали север, а Хабаровск обеспечивал бы южные территории края.
Проблем много, и нам совместно с правительством края их предстоит решать. В том числе и рассмотрев целесообразность передачи части полномочий по оказанию медпомощи на местный уровень. Везде ли это эффективно? Это вопрос для нас, депутатов.
Татьяна Вершинина
Оставить сообщение: