+18
USD 85.41
EUR 93.17
27 Июля, Суббота

Дмитрий Розенков: «Вопросы поддержки коренного населения в крае не остаются без внимания»

14:06 01.04.2014 16+

О том, какие законодательные акты приняты в стране и крае для поддержки КМНС, рассказал председатель комитета Законодательной Думы Хабаровского края по социально-экономическому развитию края Дмитрий Розенков.

– Основным источником существования коренных малочисленных народов Севера являются рыболовство, охота, оленеводство, народные промыслы и ремесла, позволяющие сохранять им самобытный уклад жизни. Переход страны к рыночным отношениям этот уклад разрушил...

– Это так. Но с 2000 года государство начало принимать определенные меры в целях сохранения традиционного образа жизни, исконной среды обитания и самобытной культуры коренного населения. Была создана федеральная законодательная база, определяющая основу защиты традиционного образа жизни коренных народов. Она включает три специальных федеральных закона: 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ», 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» и 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации». Также отдельные нормы в сфере обеспечения прав коренных народов были внесены в Налоговый кодекс России, Лесной, Земельный, Водный кодексы и в отраслевые федеральные законы и нормативные правовые акты российского правительства. Помимо этого была принята «Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации». Она в настоящее время является основным документом, на основе которого проводится работа по сохранению и поддержке традиционного образа жизни и деятельности аборигенного населения страны.

– Какие меры по поддержке коренного населения были приняты у нас в крае?

– В Хабаровском крае вопросы содействия коренным малочисленным народам также не остаются без внимания. В 2001 году Законодательной Думой края был сформирован институт уполномоченных представителей коренных народов. Мы оказались первыми в России, кто организовал такую структуру. В 2003 году создан Совет уполномоченных представителей КМНС при губернаторе края. А с 2012 года должность главного эксперта по правам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации введена в Законодательной Думе Хабаровского края. Помимо этого, начиная с 2002 года правительством края реализуются мероприятия, направленные на социально-экономическое развитие коренных народов, действует государственная программа «Развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающих в Хабаровском крае». В 2014 году на реализацию мероприятий программы предусмотрено около 167 млн рублей, в том числе 90 млн рублей из краевого бюджета.

– Участвуют ли краевые депутаты в разработке федеральных законопроектов по поддержке КМНС?

– В 2011 году в Законодательной Думе края состоялись депутатские слушания на тему «О правовом обеспечении в Хабаровском крае развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока». Во исполнение рекомендаций участников депутатских слушаний разработан и направлен в Государственную Думу и Совет Федерации пакет документов, направленных на совершенствование федеральных нормативных правовых актов по вопросам рыболовства, заготовки и сбора недревесных пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений, а также по другим вопросам, затрагивающим интересы коренного населения.

– Последние годы много говорилось о необходимости поддерживать в регионе развитие оленеводства.

– С 2013 года начал действовать краевой закон «О поддержке домашнего северного оленеводства в Хабаровском крае», который предусматривает комплекс мер краевой государственной поддержки оленеводческих хозяйств (финансовой, консультационной и научной, информационной), а также социальной поддержки оленеводов и членов их семей. Определенные результаты реализации указанного краевого закона края уже есть. Так, за 10 месяцев 2013 года в крае организовано три новых оленеводческих хозяйства, более чем на две сотни увеличилось поголовье домашних северных оленей.

– Ожидается ли в ближайшее время принятие еще каких-либо законов, связанных с поддержкой коренного населения?

– В настоящее на рассмотрении Законодательной Думы находится законопроект «О поддержке коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающих в Хабаровском крае». На внеочередном февральском заседании краевого парламента этот проект закона принят в первом чтении. Он также был рассмотрен на заседании Координационного совета региональной общественной организации «Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Хабаровского края», по законопроекту была проведена общественная экспертиза Общественной палатой Хабаровского края.

– В чем суть этого законопроекта?

– Он устанавливает меры краевой государственной поддержки коренных народов Севера. В первую очередь это финансовая и имущественная поддержка общин, общественных организаций КМНС. Во-вторых, социальная поддержка лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, в том числе предоставление социальных выплат лицам, проживающим в сельской местности края, на приобретение строительных материалов для индивидуального жилищного строительства; бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов для малоимущих граждан; возмещение затрат на оплату стоимости проезда один раз в год от места учебы к месту жительства и обратно студентам из малоимущих семей и оказание им единовременной материальной помощи; выплата стипендий лучшим студентам, обучающимся по очной форме обучения в образовательных организациях высшего образования.

– То есть возможность поддерживать традиционный жизненный уклад представителям коренных малочисленных народов Севера законодательно в Хабаровском крае обеспечена?

– Именно с этой целью мы и принимали все вышеназванные законодательные акты. Рассматриваемый нами сейчас законопроект также направлен на сохранение исконной среды обитания, традиционного образа жизни и традиционной хозяйственной деятельности коренных народов Севера, обеспечение их занятости. Плюс он должен способствовать повышению образовательного уровня, сохранению национальной культуры, традиций и родных языков, укреплению здоровья и обеспечению социальной защиты коренного населения. Также, естественно, необходимо развитие социальной инфраструктуры в местах традиционного проживания коренных народов Севера, реализация общественно значимых инициатив, повышение общественной активности и самоорганизации КМНС.

– Есть ли какие-то моменты, касающиеся коренного населения, которые, на ваш взгляд, требуют дальнейшей проработки?

– Я считаю важным вопрос развития въездного туризма, связанного с местами традиционного проживания, самобытной национальной культурой и уникальными обычаями коренных народов нашего края. Думаю, многие иностранные гости с большим интересом посмотрели бы на то, что в их странах уже утеряно, а у нас осталось и всячески поддерживается. Это направление нужно развивать, и, полагаю, оно имеет хорошие перспективы.

Светлана Терещенко

Кстати

Есть предложения

Меры по поддержке коренных малочисленных народов, проживающих на территории Хабаровского края, определены, но вопросы остаются, cчитает главный эксперт по правам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ в Законодательной Думе Хабаровского края Иван Бельды.

Например, он говорит о необходимости издания разъяснений применения Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» при назначении социальной пенсии гражданам из числа КМНС. В числе других предложений Бельды, ожидающих решения, – включение граждан, являющихся представителями коренных народов Севера, в перечень лиц, которым земельные участки предоставляются бесплатно.

– Но обращения представителей КМНС не остаются без внимания, – уверяет Бельды. – Так, на заседании «круглого стола» в Комсомольском районе затронут вопрос применения краевого закона «О ежемесячном пособии гражданам, имеющим детей». Был приведен пример, когда после смерти одного из родителей в смешанных семьях – именно того, кто и является представителем КМНС, выплаты повышенного детского пособия сразу же прекращаются. Этот вопрос послужил поводом для внесения предложения в постоянный комитет Думы по законности и социальной защите населения о необходимости совершенствования правоприменительной практики, регулирования указанной ситуации, ведь в случае смерти родителя из числа КМНС дети все равно остаются детьми представителя коренных малочисленных народов.

Также при поддержке главного эксперта Думы Ивана Бельды реализовано предложение преподавателей физкультуры школ районов края о создании краевой спортивной федерации северного многоборья, оказывается помощь в подготовке учредительных документов и регистрации национальных общин, а гражданам из числа КМНС – в реализации их права на назначение социальной пенсии.

4445

Оставить сообщение: