+18
USD 91.11
EUR 100.5
11 Сентября, Среда

Псевдоистория Росугбу о происхождении нанайцев

07:15 27.12.2013 16+

Происхождение нашего народа автор связывает с монгольскими захватчиками Чингизхана в Приамурье. После образования Монгольского государства ее правитель Чемучен Паржогин, став великим ханом-чингизханом, отправил свои орды на завоевание соседей. На пути встала Золотая империя чжурчженей (Северный Китай) Цзинь Го. 1204 (1206) – 1234 годы наши тунгусские предки вели освободительную борьбу с северно-западным врагом – монголами и их союзником Южным Китаем. По-мнению Росугбу, Чингизхан в 1217 году отправил гарнизоны монголов и эвенков во главе с князем Эсэкуя на север, где скрывались убежавшие от войны чжурчжени  -предки ульчей. Монголы Эсэкуя называли себя онон най, т.е. людьми монгольско-бурятской реки Онон. Они поработили чжурчженей, загнав их на север – Нижний Амур и дальше. Их потомки ульчи, негидальцы и верхнебурейнские эвенки сохранились в тех местах и активно сопротивлялись. Со временем потомки воинов Чингизхана – онон най восприняли культуру, язык и обычаи ульчей стали нанайцами, немного изменив имя своего народа. Потомки онон най стали нанай. Но слово «нанай» переводится, как «земляной» (на) «человек» (най) или «человек своей земли». Есть и второй вариант, как приводит сам Росугбу, нани (сокращенный вариант от слова нанай) или нанай (най-человек, ни-земля). Слова нани и нанай были общеупотребительными для всех амурских тунгусоязычных народов. Об этом писал удэгейский писатель Джанси Кимонко. Для него озночают эти слова для выделения своих народов от чужаков (роман «Где бежит Сукпай»).

Как только нас не называли. Русские первопроходцы нанайцев именовали ачанами и натками. В XVII веке встреча русских казаков с нанайцами была удивительной: внешний вид, одежда, непонятный язык, даже раса другая. И представить встречу русских людей и нанайцев нетрудно, сохранились нанайские слова «натки» и «ачаны». В первом слове отражена встреча хабаровцев и нанайца на земле нынешнего Амурского района. Казаки спрашивают у охотника: «Кто ты? Из какого племени?». А наш предок, слушая непонятный для него говор, сам у них спрашивает, откуда они. «Я с реки Натки (Надьки)», - был его ответ. Вот и услышали первопроходцы наше слово «натканан».

Второе слово сохранило отголосок другой встречи казаков с нанайцем. Увидев необычных людей, таежник удивленно закричал: «Вот так встреча!» или что-то похожее. Ачан переводится на русский язык как встреча. В XIX веке во время второго прихода русских людей на Амур, потомки казаков назвали нас гольдами. Но в этом может быть мы повинны сами. Как наши предки, жившие по всему Нижнему Амуру и Приморью, единоплеменников не называли. К примеру, есть у нас и акани, и едзени, и кордекке, и анты, и мона найни и т.д. И в том числе есть группа нанайцев, жившая в Приморье, называвшая себя в XIX веке гольдами или гольдиками.

Легенда говорит, что на Сахалине и Курилах была война между айнами и яхя (японцами). Часть их племени ушла к ульчам и нанайцам. Их предки назвали гольдами. (Гой – чужой, Илдэ - племя). Перевод сделал наш земляк, бвыший найхинец, житель Амурска, краевед и поэт Н.Н. Бельды.

А встреча наших земляков с китайскими нанайцами хэдже заставила нас вспомнить свое историческое самоназвание народа.

Племя хэдже связано с нашими хэджени (район Хабаровска, реки Уссури и Сунгари), хэдзени (район Сикачи-Аляна до озера Болонь), хэйчжени (Приморье). Китайцы наших хэдзени называли хэйдзинь. А единоплеменники хэдзени прозвали их ходзенами. Эти данные привели авторы исследования «История и культура нанайцев» (печать ИИАЭНДВ, Владивосток, «Наука», Санкт-Петербург, 2003 год) и В.К. Арсеньев (повесть «В горах Сихотэ-Алиня»). Все самоназвания нанайцев – варианты одного слова – «хэйчжени». Само название народа дает ответ на происхождение нанайцев. Языки, культура и обычаи нанайцев, ульчей и манчжуров имеют одну основу нашего общего предкового народа – эдженцев (чженцев). Об этом народе упоминали многие этнографы, в том числе и авторы научного труда «История нанайцев …» из Владивостока. Наш народ стал выделяется из общей тунгусской массы племен во время Бохайского королевства и Киданьского ханства Ляо, покорившего Бохай в IX веке.

Эдженцы жили в бассейне Среднего и Нижнего Амура. Речные эдженцы (чженцы) были рыбаками и охотниками и поэтому звались, как хейчжени (от древнетунгусского или китайского слова хэй-река, а у нанайцев это слово стало течением (хеи). Другая часть эдженцев стала заниматься земледелием. Она составила сословие земледельцев – ничжени (китайский вариант: ньючжени). А с созданием нового государства в 1115 году стало выделяться новое сословие  - чжурчжени (джу-дом, древнетунгусское и эвенское слово) – жители больших домов, крепостей и городов. Чжурчжени были родовой знатью, воинами, вождями и правителями. Они стали правящим сословием в новом государстве. После захвата государства Цзинь Го монголами Чингизхана и армией Южного Китая многие эдженцы уходили на север и основали новое государство Хейчжень или Хейцзинь на территории всего Среднего и Нижнего Амура, китайской провинции Хейлудзян, Приморья. Сражения с монголами эдженцы вели позже, десятилетия спустя.

В это время Русь лежала в руинах. Монгольские правители Китая Юань решили захватить одновременно Хейцзинь и Японию. А так как буря в море отнесла монголо-китайский флот к берегам Нижнего Амура, то монголы с севера и юга пытались покорить наше Приамурье. Совместно айно-нивхские ополченцы и наши предки отбросили монголов в море, а южные части Юань отступали под партизанскими ударами наших предков. Сопротивление врагам возглавили князья (бги) из рода мань. В течение XIII и XV веков, став правителями Хейцзинь, они умело вели эдженскую армию против монголов, а позже и китайских захватчиков. Освободительная война эдженцев закончилась на территории нынешней Маньчжурии. А после, в XV-XVIII веках, князья, став царями (ди), основали свою новую императорскую династию Маньджу или Маньде (царский дом Мань), повели эдженцев на захват Китая. Освобожденные чжурчжени и монголы стали ядром восстановленного государства Цзинь Го (известное в истории как Поздняя Цзинь).

С Амура на протяжении столетий были уведены сотни тысяч хеджени (нанайцев). Это насильственное переселение народов Амура увидели и русские первопроходцы в XVII веке. Целые народы исчезли с берегов Амура – солоны, дауры и дючеры, не говоря о нанайцах. Кстати, сейчас российская этнография и наши легенды говорят о дючерах как о племени в составе нанайцев. А восстановленную Золотую империю чжурчженей Цзинь Го в истории стали называть государством князей Маньде (Маньджу) - Маньчжурией. Освобожденные чжурчжени и угнанные с Амура племена стали маньчжурами.

Приамурье обезлюдело, остались десятки и сотки хэдзени. К ним с юга перебегали бывшие амурцы и чжурчжени, которые и составили ядро народа хэдзени (нанайцев). Чуть позже отделились от наших предков удыгейцы, ульчи и нигидальцы. На Амур с севера и запада вплоть до начала XX века возвращались тунгусы-эвены, эвенки, такие, как племена оро-оро (орочи), самаргиры (самары) и килегиры (киле). А границы с Приамурьем маньчжуры закрыли, чтобы не выпустить угнанные амурские племена на историческую родину. С тех пор все Приамурье (Амурская область, юг Хабаровского края, ЕАО, Приморье и провинция Хейлудзян Китая) оставались малозаселенными.

Вот настоящая историческая правда, остальное - ложь господина Росугбу. О поверхностности его выводов говорит даже то, что господин лжекраевед неправильно переводил нанайские фамилии, чтобы доказать свою «правду». К примеру, Оненко он перевел как Ононка – род с реки Онон. А Актанко он перевел как монгольские разведчики в Приамурье. В таком же темпе Росугбу другие нанайские фамилии привязывал к моноголам. Особенно досталось Бельды и Донканам.

Дорогие земляки, нас оголтело и бессовестно оболгал представитель братского народа ульчей, лжеисторик Росугбу. Он считает, что названия многих мест Европейской части России, Европы, Америки и Африки имеют ульчское происхождение. Не предки русских, украинцев, белорусов и кавказцев давали названия рекам, горам, городам на своей исторической родине, а предки ульчей. А нанайцам – «потомкам монголов Чингизхана», а не чжурчженей, он нанес большое оскорбление, пытаясь вбить клин между двумя народами, и задел национальное достоинство всех российских народов. И очень жаль, что кандидат исторических наук Марина Тыман в этом ему помогала. А предпринимательская фирма Нижнего Амура дала средства на издание этой глупой книги.

Максим БЕЛЬДЫ,

историк

21920

Оставить сообщение: