Рекламный баннер 990x90px top
+18
USD 72.56
EUR 85.46
20 Сентября, Понедельник
Рекламный баннер 468x60px posleobjav

Военная юность прошла на флоте

2013-11-11

На днях я снова встретилась с Таисией Ивановной, чтобы больше узнать о ее жизни. Родилась она в Челнах в большой многодетной семье. Успела окончить только два класса, когда семья переехала в село  Маяк. Мама умерла рано и все заботы о братьях и сестрах легли на плечи  четырнадцатилетней Тоси. В те предвоенные годы в селе был затон,  и большая часть судов оставалась в нем на зиму. Также в селе зимовали и члены экипажей этих судов.  Весной 1939 года отец Тоси договорился с капитаном парохода «Ворошилов» С.Т. Шишкиным, чтобы дочь взяли на флот. Так Таисия Ивановна оказалась на судне. Выполняла любую работу: убирала, стирала, варила. А в 1940 году Таисия Ивановна попала в женский экипаж на  буксирный пароход «Астрахань», где капитаном была З.П. Савченко, а старпомом П.С. Грищина.

У Таисии Ивановны хранится газета «Тихоокеанская звезда» от 6 мая 1975 года, №105, в которой опубликован материал «Слава -  ратная, доблесть – трудовая» о женском экипаже парохода «Астрахань», работавшем в годы войны, где упоминается имя рулевой Тоси Соколовой (девичья фамилия). Автор материала А.Трошин, инженер Амурского речного пароходства.  Как вспоминает Таисия Ивановна, их пароход был буксирным, ходили по всему Амуру. На баржах в основном доставляли продукты, но приходилось перевозить и военную технику, военнослужащих. В 1944 году после госпиталя (была травма ноги) перешла рулевой на буксирный пароход «5-ое декабря», капитаном был Умпилев. В этом экипаже женщиной была она одна. 

Во время работы на флоте членам экипажа доверяли оружие. Таисия Ивановна вспоминает как во время одного дежурства в порту ей доверили караулить 12 пленных японцев, которые находились в небольшой будке. Она жалеет, что не сохранила благодарность от начальника Амурского пароходства Быкова за работу во время войны. В общей сложности во флоте Т.И. Иванова проработала одиннадцать лет. Она хорошо помнит шкиперов барж «Дземки», «Узбекистан», «Азербайджан» и других, с которыми возила нефть в Хабаровск на нефтезавод.

Уйдя из флота, Таисия Ивановна завербовалась в Североуральск на строительство узкоколейной железной дороги. Через год вернулась в Маяк, вышла замуж, работала в Синдинском леспромхозе, в мостоотряде, на строительстве моста через  Синдинское озеро. С мужем построили свой дом, завели хозяйство, но вот счастья материнства Таисии Ивановне испытать не пришлось. Как сказали ей врачи – во всем виновата война и тяжелая работа.

Много лет назад Таисия Ивановна обращалась в Амурское речное пароходство, чтобы ее признали участницей войны.  В то время это  могла  подтвердить и старпом П.С. Грищина (ее письмо до сих пор хранится у Таисии Ивановны), и газета, о которой сказано выше. Но все безрезультатно. Правда, после ее обращения в пароходство, к ней приезжали, расспросили, прислали видеодиск с воспоминаниями. Из женского экипажа в живых  осталась только одна она.

После смерти мужа Таисия Ивановна находится на социальном обслуживании на дому и все это время  ей помогает социальный работник Г.Н. Зернова. Вообще у Таисии Ивановны спокойный характер и всегда хочется помочь ей, что и делают соседи и знакомые.

Хочется пожелать Таисии Ивановне здоровья, бодрости, ведь не за горами и столетний юбилей. Выражаем благодарность предпринимателям  О.А. Иваньковой и А.Н. Швачко за оказанную помощь в подготовке подарков юбилярам села.

Татьяна Кольченко,
редседатель Совета ветеранов села
Фото из архива Т.И.Ивановой

с. Маяк

1356

Оставить сообщение:

Рекламный баннер 300x250px rightblock
Блиц-опрос
Оценка дизайна сайта