+18
USD 90.93
EUR 100.8
16 Сентября, Понедельник

Большая вода рыбоводам не помешала

02:38 22.10.2013 16+

Пока в сопровождении Александра Викторовича и главного рыбовода А.Ю. Теклева проходим в другой конец огромного затемненного цеха, где и происходит весь процесс забора икры, обращаю внимание на некоторые перемены. Часть бассейнов, в которых ближе к весне будут доращиваться вылупившиеся из икринок мальки, отделаны белым кафелем. Это, конечно, поможет значительно увеличить срок их эксплуатации. Но обычно пустые в это время бассейны наполнены водой, в которой едва шевелят хвостами осетры и калуги: вода уже холодная и они не так активны и подвижны. Но ведь еще весной их здесь не было!

- Да это не наши, - объясняет Александр Викторович. – Просто Владимирский осетровый завод в ЕАО во время паводка попал под затопление. И чтобы сохранить их заводское стадо, все поголовье перевезли к нам. Вот мы и разместили их на свободных пока площадях: часть у нас, часть в осетровом.

Большая вода рыбоводам не помешалаТеперь все понятно. А на площадке у выхода из цеха вовсю кипит работа. Кажется, все движения рыбоводов отработаны до автоматизма. Резчик берет из ячейки со специального стеллажа (кетины здесь укладываются головами в одну сторону) очередную рыбину, кидает на стол и одним движением вспарывает брюхо. Еще одно движение - и уже распущенная икра оказывается в тазу. За соседним столом то же происходит с молоками. На следующем этапе они тщательно перемешиваются, затем промываются проточной водой и закладываются в инкубатор. А выпотрошенные тушки кеты промываются водой из шлангов и отправляются на быструю заморозку.

- Свои инкубаторы мы уже полностью заполнили, - рассказывает директор. – План по закладке выполнили, заложили сорок миллионов икринок. Весной должны выпустить тридцать миллионов мальков. Но, как правило, выпускаем больше, хотя 25 процентов отходов – это норма. У нас столько не бывает.

Изрядно озябнув в холодном цехе, выходим на улицу, под яркое и теплое сегодня солнце. Здесь тоже никто не сидит без дела. Из неширокого бетонного канала (при желании его можно перепрыгнуть), который по периметру опоясывает все бассейны, расположенные под открытым небом, большим сачком с помощью лебедки вылавливается очередная партия рыбин и высыпается в емкость. Тут же два рыбовода ловкими движениями по брюшку определяют готова икра или нет и, в зависимости от этого, кетина отправляется в тележки и потом на разделку или выбрасывается в бассейн - дня 3-4 догуливать еще до полной зрелости икры.

Некоторое время наблюдаем за этим процессом. Кетин в канале, который чуть дальше перегорожен металлической сеткой, становится все меньше.

- Надо запускать еще, - говорит Александр Викторович. – Хотите посмотреть?

Большая вода рыбоводам не помешалаКонечно, хотим. Тем более, что идти совсем недалеко. И пока спускаемся вдоль канала, по которому вода небольшими каскадами стекает к протоке, соединяющийся с Анюем, А.Ю. Теклев рассказывает о недалеком прошлом завода. Официально он был сдан в эксплуатацию в 2000 году. Но первую пробную закладку икры провели в 1999 м – проверить и «обкатать» оборудование. Тогда экспериментом руководила опытный рыбовод Л.Д. Кузнецова. Да и все последующие годы, пока осваивалось новое производство. Ведь в первые годы своих производителей фактически не было, икру приходилось завозить с нерестилищ и других заводов.

- Это сейчас вон их сколько возвращается, - говорит Александр Юрьевич. – И самим хватает плановые объемы икры заложить, и соседям помочь. Сегодня планируем подготовить три миллиона икринок к отправке для Теплоозерского завода. Тогда у нас в первой закладке было всего 420 тысяч, а сегодня – 40 миллионов! Нам своей рыбы за глаза хватает. Но все равно жалоб, что мы заслоны на Анюе ставим, достаточно.

- Да ничего мы не ставим, -  поддерживает разговор Александр Викторович. – Нашу работу ведь тоже контролируют. Но мы уже привыкли к постоянным проверкам. А нынче уж вообще до абсурда доходит. Некоторые недовольны уже и тем, что мясо у рыбы белое, что икра течет. Это только лишний раз подтверждает, что рыба наша, заводская. Она уже добралась до своего нерестилища и готова к икромету. Анюйской же столько еще дней до своих нерестилищ подниматься.

Но вот мы у цели. Мелкие каскады сменяет большой, через который рыбы уже не в силах перепрыгнуть. Это заслон. Сейчас рыбоводы его уберут и почти обессилившие кетины начнут подниматься к заводу. Но сколько их! Сотни и сотни. И за последней заслонкой, отделяющей канал от небольшого затона, вода просто «кипит» от стремящейся на нерест рыбы. Она «знает» куда ей плыть, но на пути непреодолимое препятствие.

Большая вода рыбоводам не помешала- Не можем всю сразу запустить, - объясняет А. Ю. Теклов, -  подавят друг друга. Сейчас минут за 20 тысячу-полторы запустим и снова барьер поставим. Рыбы очень много вернулось. Но рекордным у нас был 2011-й год. Тогда мы собрали 74 миллиона икринок. Сорок, как всегда, заложили себе, остальное отдали соседям.

Разговор заходит и о том, что вообще нынче рыбы много и все, кто хотел, отловились полностью. Несмотря на большую воду. Но и сейчас некоторые местные жители не прочь поживиться за счет завода - рыбу ведь тут хоть руками бери. Поэтому попросили помощи у райотдела полиции. Там откликнулись, выделили двух сотрудников для охраны.

Возвращаемся назад, говорим о прошедшем половодье. Заставило оно поволноваться рыбоводом. Сам завод на высоком месте, ему никакой угрозы не было. А вот окрестности Амур затопил. Анюйский поток сюда не доставал, течения практически никакого и рыба просто «не знала»: куда дальше? На заводе боялись, что расплывется по залитым территориям и просто погибнет. Но вовремя успели поднять берега. Обошлось.

По пути заглянули в один из цехов осетрового завода. Здесь тоже работы хватает. Рыбоводы взвешивают и пересчитывают калуг и осетров. Каждая рыбина на счету. Как их учитывают? Это объяснил главный рыбовод Василий Бельды. Каждой рыбине вживляется в тело магнитный чип и присваивается порядковый номер. Потом остается только выловить рыбину из бассейна (для этого приспособлены специальные носилки), взвесить, определить номер чипа и отпустить обратно в воду. Правда, легкой эту работу не назовешь. Ведь для этого рыбоводам приходится забираться в бассейн. К тому же многие калуги не только тяжелые (по весеннему учету самая крупная весила 160 килограммов), но и сильные. Не так просто с ними справиться. И при этом постараться не повредить. Но рыбоводы свое дело знают – им это не впервой.

Большая вода рыбоводам не помешалаУже в кабинете у А.В. Романова уточняем некоторые детали, цифры. Заодно интересуемся результатами анализов рыбы и икры. Ведь сколько разговоров о том, что во время половодья какой только гадости в Амур не попало. Состав воды ничем не отличается от прошлогоднего, объясняет он. И показывает только что пришедший факс: никаких ветеринарных запретов на рыбу и икру нет. Все в норме. Это, конечно, радует. Амур успевает очищать сам себя.

Желаем рыбоводам новых успехов, но не прощаемся. Мы еще не раз сюда приедем.

Галина Конох

Фото Любови Степанюк

4617

Оставить сообщение: