+18
USD 96.07
EUR 105.11
14 Октября, Понедельник

С юбилеем, Синда!

05:30 19.08.2013 16+

В настоящее время Синда - современное село со смешанным населением, где бок о бок живут нани и люди славянского происхождения. Интересно и то, что сегодняшняя Синда состоит из пяти бывших до недавнего времени самостоятельных селений, расположенных вдоль неширокой синдинской протоки. Нижнюю часть этой пятерки сел обозначал чисто нанайский населенный пункт Муху (Муха), где родился знаменитый голос Севера Кола Бельды, классик нанайской литературы, поэт Андрей Пассар. Выше располагалась Искра. Здесь жили в основном люди, завербованные из западной Украины.

На территории села была установлена небольшая пилорама, на которой пилили брус и доски из кедра для строительства и рейки для клепок в бондарный цех, стоявшему здесь же, под боком. В выпускаемой бочкотаре нуждалось селение Рыббаза. Основную массу трудового населения по переработке рыбы здесь составляли русские. Однако, работали и нанайцы, и украинцы. Эту рыбообрабатывающую точку обеспечивали бочкотарой бондари Искры.

Еще в давние века нанайцы умели изготавливать изделия из глины. Это яйцевидные грузила для сеток и неводов с отверстием в середине для продева веревки перед посадкой дели, прямоугольные грузила с небольшими выемками на концах для крепления такого грузила к двухжильным посадочным низам неводов. Кроме этого, делали глиняные миски, пиалы, чашки и другие изделии. И, конечно же, изготовляли кирпич для складывания очага и теплого канна под нарами жилища и дымоходной трассы под землей, идущей к дымовытяжной трубе, стоящей в стороне от дома. Поэтому следующее селение так и называлось - Кирпичное. Трудились здесь нанайцы, русские, украинцы и другие представители местного населения. В начале вся работа проводилась вручную, сырец формовали в деревянных формочках, к укладочным навесам отвозили на тачках. Потом, позже, проложили рельсы.

В шестидесятых годах прошлого столетья, по сверхумной укрупненческой политике "кукурузника" Хрущева все вышеперечисленные селения, как самостоятельные, были ликвидированы и объединены в одно селение - Синда. Оставляя свои обжитые дома, ухоженные дворы и селения, связанные со многими житейскими проблемами, люди уезжали с тяжелым грузом на душе. Но сегодня, спустя почти полвека, люди полюбили свое новое село, и на праздниках, и торжествах звонкими песнями о новой и славной жизни в Синде радуют жителей и гостей.

Меня, как краеведа, исследователя и писателя, такая радостная жизнь людей трогает до сердца и еще потому, что в этом селе живут такие целеустремленные люди, как Юрий Владимирович Донкан, делающий большое и доброе дело для поднятия жизненного уровня односельчан. Спасибо ему! Живет в Синде и Эмма Каняевна Оненко, отдавшая душу и сердце любимой школе и детскому саду. А еще голосистые женщины синдинского ансамбля, занимающие на фестивалях почетные места и многие другие жители древнего села Сэндэ (Синда), упомянутого писателем и исследователем Приамурских берегов Онуфрием Степановым в 1656 году, писавшем, что еще тогда на берегу этой узенькой протоки существовало нанайское большое стойбище. И по каким-то другим источникам, кем-то установлена другая дата, по которой в августе этого года Синде исполняется 100 лет. Эта, видимо, дата, когда на месте данного нанайского селения обосновались русские люди.

Пусть даже так! И потому горячо, от души поздравляю всех жителей прекрасного селения Синда с радостным юбилеем и желаю всем отличного здоровья и всяческих благ во всем.

С праздником и Вас, Татьяна Николаевна Липина! Здоровья Вам и успехов в Вашей нелегкой работе.

Константин Бельды

6308

Оставить сообщение: