– Сергей Анатольевич, поддержка дачникам осуществляется в рамках краевой программы по развитию сельского хозяйства. Закона же по данному направлению пока нет?
– Дело в том, что задача Думы в последнее время все больше сводится к наблюдению за процессом. Почему? То программное бюджетирование, которое сегодня взято на вооружение в стране и в Хабаровском крае, оно подразумевает некий уход от законов. Правительство само принимает программы, они подписываются губернатором и, по большому счету, создаются без участия законотворцев. Мы только принимаем бюджет программы. По сути таким образом функции исполнительной и законодательной власти объединяются.
– И по садово-огородническому направлению ситуация именно такая?
– Да, в крае принята программа «правительственной» помощи садоводам и огородникам. Согласно ей выделяются средства садово-огородническим обществам. А далее в рамках рабочих групп и депутатских слушаний мы ведем некий контроль за работой этой программы. То, как она реализуется, – отдельный вопрос. Я являюсь членом рабочей группы, которая занимается вопросами помощи дачникам, и могу сказать, что, допустим, в 2013 году на поддержку дачников было выделено 26 миллионов рублей, однако освоено из них всего 2.
– То есть, можно сказать, что программа практически не работает?
– Все это происходит по одной простой причине: когда мы говорим о программе, то, соответственно, начинаем увязывать ее со всеми уровнями власти. Получается, что если есть программа субъекта, то под нее соответствующую программу должно принять и муниципальное образование. И дачные объединения стали заложниками этой системы. Дело в том, что дачники в основной массе – это не жители того района, где находятся их участки, и муниципалитету нет никакого резона принимать программу для помощи людям, которые здесь не живут и не являются избирателями. У них своих проблем хватает. Таким образом, товарищества садоводов, которым предлагается софинансировать программу, чтобы потом ее мог софинансировать субъект – 50 на 50, не обладают никакими рычагами влияния на муниципальную власть, чтобы замотивировать ее принять нужную им программу. Более того, администрация должна вложить свои 5%. То есть из своего скудного бюджета местная власть должна внести собственные средства для совершенно чужих людей.
– Без участия муниципалитета, который совершенно не заинтересован в принятии такой программы, обойтись никак нельзя?
– Выходит, что так. Для того, чтобы муниципалитет принял программу, садоводы должны сделать проект, заплатить за него деньги. Потом защитить и заставить муниципалитет его поддержать. Может получится так: вы потратите кучу времени и денег, а вам дадут от ворот поворот.
– А есть ли еще какие-то причины того, что программа не работает? Или стоит устранить одну, о который мы с Вами говорили выше, и все изменится в лучшую сторону?
– Конечно, есть подводные камни и другого плана. Например, ценообразование. Те работы, что нужны дачникам, если делать их самим – безо всяких программ, допустим, нанять частных специалистов – обойдутся в два раза дешевле. Выгодно? Да! Но, согласно программе, товарищество должно работать только с теми, кто может предоставить документы – счет-фактуры и т.п. Это тоже значимый момент!
– На 2014 год на поддержку дачников выделено уже в два раза меньше денег - 13,5 млн. рублей, поскольку в предыдущем периоде средства остались невостребованными. Что же будет в следующем году?
– Чтобы исправить ситуацию, я внес законопроект прямого действия о господдержке дачников и садоводческих объединений. Который предусматривает, что краевая поддержка идет напрямую дачным обществам без обязательного участия муниципалитетов: свой проект дачные сообщества будут представлять прямо в край, а точнее – в министерство сельского хозяйства. Правда, особой надежды, что этот закон будет принят, пока нет. Поскольку правительство видит свои приоритеты в работе именно по программам.
– Но закон все-таки будет рассматриваться депутатами?
– Проект закона внесен, теперь нужно, чтобы за него проголосовали. Но за него могут не проголосовать именно потому, что это закон прямого действия. Я уже получил по нему отрицательное заключение от правительства Хабаровского края, от юридического управления. Вроде, не окончательный отказ, но это важный момент. В ближайшее время я законопроект доработаю. Безусловно, каждая программа создается для того, чтобы реально работать. Но пока получается, что деньги возвращаются обратно в бюджет...
– Вы считаете, что если будет принят закон, появится больше шансов, что деньги начнут осваиваться дачниками?
– Если не будет работать закон, то заинтересованные в получении поддержки лица смогут хотя бы обратиться в суд, отстаивая свои интересы. Программа – это другое дело, тут все-таки дело добровольное: хочу – помогаю, хочу – нет. И если бы закон все-таки начал действовать, то, допустим, выделенные в прошлом году 26 миллионов рублей превратились бы при софинансировании в 50 миллионов, а на эти деньги уже можно сделать что-то действительно полезное для развития дачного движения. А это сегодня крайне необходимо, учитывая, что около 50 процентов овощей край получает именно с личных подсобных участков, а садово-огородной деятельностью в нашем регионе занимаются почти 500 тысяч жителей. Это больше трети населения края! И было бы совершенно логично сделать все, чтобы облегчить для них получение финансовой поддержки государства.
Людмила АРХИПОВА.
Перепечатка материалов – с разрешения редакции. Мнения авторов и редакции могут не совпадать.
Все рекламируемые товары и услуги подлежат сертификации и лицензированию.
E-mail: info@anyui.ru
За достоверность рекламы ответственность несёт рекламодатель.
© 2024, Создание сайта - Инфорос
Оставить сообщение: