Среди самых острых – вопросы ущемления прав коренных малочисленных народов в пользовании природными ресурсами, а также определения их этнической принадлежности, а, следовательно, и возможности воспользоваться предусмотренными для них льготами.
Присутствовавшие на мероприятии представители Госдумы и федеральных министерств рассказали о том, что делается для решения проблем КМНС на уровне их ведомств. Так, член Комитета Госдумы РФ по делам национальностей и президент общероссийской общественной организации «Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» Григорий Ледков привел аналитику по проектам федеральных законов, направленных на защиту прав коренных народов, и отметил, что процесс их рассмотрения годами стоит на месте.
В свою очередь, замначальника отдела этнокультурного анализа и развития Департамента госполитики в сфере межнациональных отношений Минрегионразвития Нато Троценко сделала акцент на том, что сегодня представители коренных народов поддерживаются государством, в том числе путем выделения регионам субсидий на развитие мест их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, проведение культурных мероприятий.
Спикер краевого парламента Виктор Чудов отметил, что в марте 2014 года на собрании Парламентской Ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье» обсуждались вопросы правового регулировании особенностей труда лиц, занятых на работах, предусматривающих кочевой образ жизни. Было принято Обращение к председателю Государственной Думы Федерального Собрания РФ С.Е. Нарышкину с предложением рассмотреть возможность подготовки проекта федерального закона, который бы урегулировал данные проблемы.
По мнению самих представителей этнического населения Дальнего Востока, сегодняшнее федеральное законодательство только ухудшает жизнь коренных народов.
– Что касается наших прав и преференций, то, благодаря федеральному законодательству, мы сегодня откатываемся назад, – заявила президент «Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Хабаровского края» Любовь Пассар. – То, что мы имели в 1990-х и начале 2000-х годов, сейчас постепенно теряется: из нормативных актов изымается понятие КМНС, исчезает понятие «традиционное природопользование». Начиная с 2008 года, идет постоянная борьба за право коренных народов ловить и есть рыбу, а введенные конкурсы на рыбопромысловые участки вносят раздор в отношения между национальными общинами.
Как отметил уполномоченный по правам коренных малочисленных народов Севера в Камчатском крае Олег Запороцкий, также болезненным остается вопрос определения национальной принадлежности:
– Чтобы сохранить этнос, нам предлагают заводить реестр, но в него могут войти только те представители КМНС, которые ведут традиционный, то есть, кочевой образ жизни. Но как же быть, скажем, рыбакам, которые живут оседло? Ведь главное – сохранить этническую целостность, а реестр только раздробит нас на группы.
Глава села Сикачи-Алян Нина Дружинина подняла вопрос о заявительной системе для доступа к водным ресурсам, которая была введена для КМНС:
– Для многих представителей коренных народов эта система слишком сложна, люди теряются и остаются без доступа к реке. В результате, бывало, что даже в отношении наших детей было уголовное преследование, когда их заставали на воде. Этот момент очень деморализует. Также в последнее время остро стоит проблема с жильем – у нас нет возможностей строить на условиях софинансирования с краем, и, может получиться, что через несколько лет мы останемся под открытым небом...
Зампред Госсобрания Якутии Виктор Губарев заявил, что необходимо предпринимать серьезные меры, чтобы как-то сдвинуть в стране ситуацию с КМНС, которая не меняется уже почти 20 лет:
– Эти люди продолжают рождаться и умирать в палатках – это в 21 веке! Оленеводы не получают зарплату за свою работу – только субсидии. Нам нужно разобраться, что мы хотим сделать – оказать им господдержку или помочь влиться в рыночные отношения? Пока на должном уровне нет ни того, ни другого. Я считаю, необходимо снять для КМНС ограничения по вылову рыбы, нужно принять отдельный федеральный закон по оленеводству, а также поднять на должный уровень транспортное и продовольственное обеспечение коренных народов.
Выступивший на «круглом столе» с докладом председатель думского комитета по социально-экономическому развитию Дмитрий Розенков отметил, что еще в 2011 году Законодательной Думой края проведены депутатские слушания на тему «О правовом обеспечении в Хабаровском крае развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока». Рекомендации депутатских слушаний, согласованные с Правительством края, содержат предожения по разработке и совершенствованию отдельных краевых и федеральных правовых актов края.
– Данные рекомендации были направлены в соответствующие федеральные органы, но, к сожалению, указанные вопросы в области законодательства о коренных народах не решены до настоящего времени, – рассказал он.
Тем не менее, в крае действует восемь законов, касающихся прав КМНС. В том числе, закон об оленеводстве, на котором Дмитрий Розенков остановился особо:
– В связи с отсутствием федерального закона об оленеводстве, в ряде субъектов РФ приняты свои региональные законы. Так, в ноябре 2012 года принят Закон «О поддержке домашнего северного оленеводства в Хабаровском крае», который реализуется с 2013 года. Определенные результаты уже есть. Так, в 2013 году в крае организовано 3 новых оленеводческих хозяйства, более чем на две сотни увеличилось поголовье домашних северных оленей. Вместе с тем, краевым законом не могут быть урегулированы вопросы по оленьим пастбищам, особенностям труда лиц, занятых на работах, предусматривающих кочевой образ жизни, и другие вопросы, являющиеся предметами федерального законодательства.
Еще один краевой закон – «О поддержке коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающих в Хабаровском крае» принят 23 апреля 2014 года по инициативе губернатора Хабаровского края. Закон прошел широкое предварительное обсуждение, был рассмотрен Ассоциацией коренных малочисленных народов Севера Хабаровского края и краевой Общественной палатой.
Тем не менее, по словам председателя комитета, многое еще предстоит решить:
– Во-первых, нужно урегулировать вопросы пользования коренными народами природными ресурсами при осуществлении традиционного рыболовства, охоты, сбора недревесных ресурсов, которые сегодня вновь подняты на «круглом столе» и включены в проект рекомендаций. Во-вторых, необходимо внесение изменений в земельное законодательство в части установления безвозмездного срочного пользования этническим населением земельными участками для традиционного природопользования. В-третьих, федеральным законом закреплено право малочисленных народов участвовать в проведении экологических и этнологических экспертиз при разработке федеральных и региональных программ освоения природных ресурсов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных народов. Но закон «Об оценке воздействия на исконную среду обитания, традиционный образ жизни и традиционное природопользование коренных малочисленных народов Российской Федерации», внесённый группой депутатов Госдумы, рассмотрен не был – из-за отсутствия заключения Правительства РФ.
В связи с этим, Дмитрий Розенков обратился к своим коллегам из комитета Госдумы по делам национальностей с просьбой посодействовать ускорению рассмотрения данного законопроекта, учитывая, что в нем предложены правовые механизмы оценки воздействия и компенсации ущерба, наносимого территориям обитания и природопользования коренных народов.
По итогам «круглого стола» участниками были приняты рекомендации Правительству страны, Федеральному Собранию РФ и исполнительным органам субъектов федерации, касающиеся разработки и продвижения законопроектов о поддержке традиционного образа жизни и хозяйственной деятельности КМНС на территории РФ.
Маргарита Яровая.
По переписи 2010 года в Хабаровском крае проживает около 23 тысяч представителей КМНС, относящихся к 32 этносам.
Оставить сообщение: