+18
USD 102.34
EUR 106.54
23 Декабря, Понедельник

Готовим ребенка к жизни в обществе

04:58 26.06.2014 16+

На сегодняшний день в детском доме № 37 с. Найхин воспитывается 42 воспитанника, 9 из которых являются круглыми сиротами, а оставшиеся 33 – это дети, оставшиеся без попечения родителей. Жизнь ребенка без родителей делится на две половинки: жизнь в детском доме и жизнь после выпуска из детского дома. Если в детском доме ребенка стараются окружить заботой и лаской, дают ему советы в случаях затруднений, то после выпуска ребенок остается один на один со своими проблемами в самостоятельной жизни. Поэтому главная задача детского дома – социальная направленность воспитательного процесса, которая выражается в поступательном социокультурном развитии ребенка. Формы, методы и способы реализации данной задачи общеизвестны и применяются в практике учреждений повсеместно. В качестве дополнительной меры в решении задачи социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является временная передача детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.

Несколько слов о понятии гостевая семья. Гостевая семья – это временная передача ребенка в семью, в которой гостевые родители приобретают роль наставников; а так же особая форма близкого, дружеского общения детей и взрослых. Такая форма передачи ребенка в семью позволяет взрослым и детям лучше узнать друг друга. Гостевая семья, как правило, принимает ребенка на небольшой срок - от нескольких дней до, максимум, трех месяцев (обычно это выходные, праздничные дни или каникулы). При этом за сиротским учреждением сохраняются права и обязанности по содержанию, воспитанию и образованию детей, а также защите их прав и законных интересов.

Следует отметить, что в нашем образовательном учреждении сконцентрировано достаточно большое количество детей-сирот, имеющих ограниченные возможности здоровья, трудности социальной адаптации и интеграции. Через учебно-воспитательный процесс педагоги всеми силами стараются компенсировать имеющиеся недостатки развития, а так же последствия влияния патогенных факторов: комплекс социальных и психологических вредностей в бывших родительских семьях, диагноз в совокупности с сопутствующими соматическими заболеваниями, проживание в условиях закрытого интернатского учреждения. Однако, для более полной приспособляемости ребенка-сироты с интеллектуальной недостаточностью к самостоятельной жизни порой бывает недостаточно даже наилучшим образом сконструированной системы учебно-воспитательной работы. Необходимо, чтобы ребенок на себе испытал все тяготы бытовой и повседневной жизни. И здесь большим подспорьем являются гостевые семьи.

Гостевой режим дает возможность детям побывать в семье хотя бы в гостях, увидеть взаимоотношения и быт в обычной жизни по ту сторону интернатского учреждения. Пребывание в гостях способствует овладению некоторыми навыками и умениями, приобрести которые невозможно в стенах школы-интерната.

Более того, гостевая семья дает возможность ребенку получить моральную поддержку и помощь не только пока он находится в ней, но и во время его нахождения в учреждении и в будущей жизни, так как обычно между ребенком и гостевыми родителями возникает переписка, телефонные контакты. Таким образом, у ребенка появляется «родственник» и друг, что делает его не столь одиноким, повышает самооценку и уровень иерархии среди подобных ему детей в социуме.

Начиная с 2005 года, наша школа-интернат стала практиковать гостевую форму устройства воспитанников в семьи граждан, постоянно проживающих на территории РФ. Тогда мы и не представляли, с каким количеством трудностей нам придется столкнуться. Ни дети, ни принимающие семьи не были готовы к долгому общению друг с другом. Поэтому воспитанников порой приходилось разыскивать с помощью сотрудников полиции. Но постепенно мы нашли оптимальную технологию по передаче детей на временное проживание в семье. А после открытия на базе нашей школы-интерната республиканской экспериментальной научно-исследовательской площадки на тему «Социальная адаптация и подготовка к самостоятельной жизни детей-сирот с ОВЗ», нами была выстроена шестиступенчатая модель, оформленная в программу «Путь к успеху». Программа раскрывает основные направления, этапы, содержание деятельности школы-интерната по передаче детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в гостевые семьи. Раскрою каждую из 6 ступеней подробнее.

1 ступень рекламно-информационная

Итак, для удачной реализации идеи главным было найти кандидатов в гостевые родители. Найти их быстро можно только путем хорошо построенной системы информирования населения о возможности принять на воспитание в свою семью на время каникул умственно-отсталого ребенка-сироту. Поэтому встал вопрос о разработке проекта, который помогал бы системно и четко информировать жителей республики и района. Рекламно-информационный проект «Достучаться до сердец» стал первой ступенью в реализации успешной модели по определению обучающихся с ОВЗ в гостевые семьи. На сегодняшний день, как в районных, так и в республиканских газетах и журналах вышло более 15 статей и заметок о гостевой форме устройства наших обучающихся; разработано и расклеено в населенных пунктах района около 10 информационных листовок, объявлений, социальных плакатов.

Главным показателем правильного направления работы в вопросе информирования населения стал большой поток звонков жителей района, заинтересовавшихся нашей проблемой и желающих оказать содействие и посильную помощь.

2 ступень - просветительская

Поскольку процесс приобретения новой семьи для ребенка-сироты, у которого слово «семья» ассоциируется только с жестокостью, безразличием к нему, весьма непростой, то мы решили, что, прежде чем вновь окунуть ребенка в семейную среду, необходимо подготовить к этому не только его самого, но и самих «гостевых» родителей.

Постоянные обращения «гостевых» мам и пап к специалистам школы-интерната по различным вопросам, связанным с воспитанием и поведение детей-сирот, отказы от некоторых обучающихся, побудили нас разработать практико-ориентированный проект «Понять и принять», в которой перед передачей ребенка в семью раскрывались бы основные особенности детей, имеющих диагноз «Легкая умственная отсталость», давались бы рекомендации об алгоритме действий в той или иной ситуации. Помимо этого психологами и социальной службой проводится анкетирование кандидатов в гостевые родители, которое позволяет определить специалистам школы-интерната эмоционально-психологическую атмосферу гостевой семьи и психологический тип гостевых родителей.

На 3 ступени социальный педагог школы-интерната налаживает связь с районными органами опеки и попечительства и получает необходимую и наиболее полную информацию о семье, а так же кандидаты в гостевые родители осуществляют сбор первоначальной документации, необходимой для определения ребенка в гостевую семью в рамках закона. В случае положительного результата на возможность устройства ребенка в семью осуществляется его знакомство с потенциальными родителями.

Если ребенок дает согласие, то происходит переход к 4 ступени, называемой нами практической. Она заключается в апробации совместного проживания, нахождения ребенка в гостевой семье. На практике мы убедились в том, что лучше начинать проживании в семье с выходных или праздничных дней, поскольку это позволяет не отрывать ребѐнка от учебных занятий, не требует необходимости смены школьного коллектива, что в свою очередь облегчает процесс адаптации. Спустя некоторое время можно переходить к более длительному совместному проживанию. Было отмечено, что гостевые семьи встречают множество проблем и трудностей с умственно-отсталыми детьми, поскольку контингент детей, принимаемых на воспитание обычными людьми, не имеющими опыта взаимодействия с «особенным» ребенком, достаточно сложен. Многие гостевые родители не знают, как действовать в той или иной ситуации, что вынуждает их отказываться от принятия в свою семью ребенка-сироты с ОВЗ. Для оказания специализированной помощи встал вопрос об организации мобильной группы, реагирующей на звонок гостевого родителя при возникновении любых проблем в воспитании ребенка-сироты. С недавнего времени группа «Мобильная скорая помощь» стала функционировать. Помимо этого по возвращению обучающегося с каникул с ним проводят беседы психолог, социальный педагог, воспитатель, классный руководитель в ходе которых выясняется мнение ребѐнка о пребывании в семье, особенности взаимоотношений с членами семьи, система требований, предъявляемых к ребѐнку, характер психоэмоционального самочувствия, желание о повторном посещении данной семьи и др. Таким образом, 4 ступень является наиболее сложным этапом в реализации программы.

Самой приятной и долгожданной, как у детей-сирот так и у гостевых родителей является 5 ступень. Для того, чтобы процесс взаимодействия гостевой семьи и детей-сирот с ОВЗ продолжался и после возвращения воспитанника в школу-интернат, была разработана система общешкольных, классных и воспитательских мероприятий, обязательным условием которых является непосредственное участие в них гостевых родителей. На подобных мероприятиях все участники программы сближаются, получают огромное количество позитивной энергии, ощущают важность и нужность по развитию гостевого режима. Таким образом, укрепляются социальные связи семьи и школы, а главное сироты и гостевого родителя.

6 ступень в модели появилась недавно. Педагогами школы-интерната долгое время констатировалось то, что связь между обучающимся с ОВЗ и гостевыми родителями не утрачивают своей крепости и после окончания школы-интерната. Большинство выпускников продолжают приезжать к своим гостевым родителям. Получив через гостевую семью близких, всегда готовых поддержать и прийти на помощь людей, они не желают терять ощущение важности и нужности кому-то. Поэтому педагогическим коллективом школы-интерната было решено продолжать помогать как выпускникам, так и гостевым родителям в вопросах воспитания, самостоятельной жизни в обществе. Возможно, в дальнейшем 6 ступень будет систематизирована и оформлена в отдельный проект по сопровождению выпускников и гостевой семьи.

Вот основные характеристики ступеней, от полноценной реализации которых зависит успешность представленной модели.

Многолетние наблюдения и мониторинг основных показателей личностного и социального развития воспитанников показал, что подготовить ребенка с интеллектуальной недостаточностью к будущей жизни можно не только при помощи учебно-воспитательного процесса, но и при помощи помещения ребенка-сироты в гостевую семью. Мы уверенны, что данная форма рано или поздно станет преобладающей формой получения знаний, умений и навыков для будущей, самостоятельной жизни.

Татьяна БЕЛЬДЫ,
Начальник отдела опеки и попечительства

4509

Оставить сообщение: