+18
USD 102.34
EUR 106.54
22 Декабря, Sunday

Евгений Исаков: «Дума - чтобы думать и решать проблемы!»

05:22 07.04.2014 16+

– Евгений Николаевич, расскажите, как изменился за эти годы бюджет края?

Я работаю в Думе со второго созыва. И изменения, как говорится, видно невооруженным глазом. Во-первых, бюджет изменился в объеме причем в прямом смысле слова. Если раньше это было всего несколько страничек, то теперь это папка килограммов на пять. Во-вторых, в цифрах он за 16 лет стал больше в 40 с лишним раз (в сопоставимых ценах): если раньше это были 2,52,7 млрд рублей, то теперь за 70 млрд.

– То есть настолько лучше мы стали жить?

Скорее, настолько больше расходов и обязательств взял на себя бюджет края. Но, естественно, как бы мы ни говорили, что плохо живем, жизнь тоже изменилась к лучшему. Если раньше пенсионеры могли колбасу в магазине только понюхать, то теперь могут и купить. И еще важный момент: тем, кто получает пенсию ниже прожиточного минимума, из краевого бюджета доплачивают до установленного уровня. Также возьмите бесплатные учебники, питание в школах это из первого, что приходит на ум. А повышение зарплат бюджетникам? Сегодня средняя зарплата по экономике в крае – 25 тыс. рублей, и средняя по образованию такая же. А стоит задача ее увеличения. Образование это как пример. Понятно, что есть и множество других не менее важных и серьезных статей расходов.

– Отличались ли по составу депутатов созывы Думы разных лет?

Дума второго созыва была Думой экспериментаторов, потому что не было еще даже разграничения полномочий по уровням власти. Муниципальные власти, субъекты Федерации эти понятия были не отрегулированы. И мы вмешивались и туда, и сюда, искали пути решений. Словом, экспериментировали. В результате было принято много законов, которых сегодня можно назвать популистскими. Потому что не было на что опереться, ведь, по сути, федеральное законодательство также находилось в стадии формирования. И наша Дума, как могла, пыталась латать дыры, не отрегулированные законодательством федеральным.

Взять, например, здравоохранение. Был федеральный закон, который назывался «Об основах охраны здоровья жителей РФ». Об основах! И мы пытались эти основы как-то соотносить с местными реалиями и принимать краевые законы, которые могли бы работать практически.

– Думе третьего созыва было уже проще?

Депутаты в третьем созыве как раз занимались тем, что формировали понятие «вертикаль власти». Появились разграничения, была выделена муниципальная власть: мы в то время разработали почти 240 уставов муниципалитетов. Причем сейчас понятно, что многое из того было и не нужно. Но, как бы там ни было, создана муниципальная власть, сформировалась вертикаль управления. То есть Дума третьего созыва занималась, что называется, вопросами тонкой настройки. Что же касается четвертого созыва, я бы сказал, что это была Дума высокоинтеллектуальная. Она занималась тем, что регулировала уже имеющееся на тот момент краевое законодательство, вносила изменения в законы, делая их более эффективными. Если посмотреть, в составе той Думы было много докторов наук, руководителей крупных предприятий и т.д.

– Чем же в таком случае занимается нынешняя Дума?

Дума пятого созыва восполняет то, что утеряно с развалом Советского Союза. Раньше, окончив институт, уже можно было рассчитать, какая у тебя будет пенсия, когда получишь повышение, когда квартиру... И вот уже Дума пятого созыва приняла бюджет на плановый период на три года вперед. Мы говорим теперь о долгосрочном планировании, о перспективах. И я думаю, что это характерное отличие.

– Скоро новые выборы – в Думу уже шестого созыва. Какая она должна быть?

Полагаю, будет сложная ситуация в экономике из-за проблем с Украиной и присоединением Крыма, начиная с замораживания наших активов за рубежом и осложнением визового режима и заканчивая блокировкой инвестиций и возможностей сбыта нашей продукции. Необходимы люди, которые смогут найти выход из ситуации. Это будет антикризисная Дума. На нее ляжет серьезная обязанность. Но на то она и Дума, чтобы думать и решать проблемы!

– Дума состоит из депутатов. Но основной курс указывает председатель Думы. Какие они были – председатели Думы, работавшие в разное время?

Если говорить о председателях, то у каждого из них, безусловно, был свой потенциал, заставлявший Думу работать. Виктор Алексеевич Озеров стимулировал творчество Думы. Юрий Иванович Оноприенко управлял жестко, благодаря чему решались поставленные задачи. Анатолий Борисович Островский человек, который находил компромиссы в любых острых ситуациях. Сергей Алексеевич Хохлов больше занимался партийным строительством. А Виктор Владимирович Чудов человек практической направленности ума: задачи, которые он ставит, направлены на то, чтобы Дума давала не отстраненные советы, а непосредственно участвовала в развитии экономического потенциала края.

– А что можно сказать об избирателях? Чем они отличаются от электората 20-летней давности?

Избиратели становятся более разумными, их выбор – более взвешенным. Но уровень политизации общества при этом заметно снижается. Если вспомнить 90-е годы, то люди были озлобленно политизированы, потому что не хватало самого необходимого. Но чем больше в обществе стабильности, тем меньше думается о политике.

Василиса Ермакова.

 

3949

Оставить сообщение: