– Евгений Николаевич, расскажите, как изменился за эти годы бюджет края?
– Я работаю в Думе со второго созыва. И изменения, как говорится, видно невооруженным глазом. Во-первых, бюджет изменился в объеме – причем в прямом смысле слова. Если раньше это было всего несколько страничек, то теперь это папка килограммов на пять. Во-вторых, в цифрах он за 16 лет стал больше в 40 с лишним раз (в сопоставимых ценах): если раньше это были 2,5–2,7 млрд рублей, то теперь – за 70 млрд.
– То есть настолько лучше мы стали жить?
– Скорее, настолько больше расходов и обязательств взял на себя бюджет края. Но, естественно, как бы мы ни говорили, что плохо живем, жизнь тоже изменилась к лучшему. Если раньше пенсионеры могли колбасу в магазине только понюхать, то теперь могут и купить. И еще важный момент: тем, кто получает пенсию ниже прожиточного минимума, из краевого бюджета доплачивают до установленного уровня. Также возьмите бесплатные учебники, питание в школах – это из первого, что приходит на ум. А повышение зарплат бюджетникам? Сегодня средняя зарплата по экономике в крае – 25 тыс. рублей, и средняя по образованию такая же. А стоит задача ее увеличения. Образование – это как пример. Понятно, что есть и множество других не менее важных и серьезных статей расходов.
– Отличались ли по составу депутатов созывы Думы разных лет?
– Дума второго созыва была Думой экспериментаторов, потому что не было еще даже разграничения полномочий по уровням власти. Муниципальные власти, субъекты Федерации – эти понятия были не отрегулированы. И мы вмешивались и туда, и сюда, искали пути решений. Словом, экспериментировали. В результате было принято много законов, которых сегодня можно назвать популистскими. Потому что не было на что опереться, ведь, по сути, федеральное законодательство также находилось в стадии формирования. И наша Дума, как могла, пыталась латать дыры, не отрегулированные законодательством федеральным.
Взять, например, здравоохранение. Был федеральный закон, который назывался «Об основах охраны здоровья жителей РФ». Об основах! И мы пытались эти основы как-то соотносить с местными реалиями и принимать краевые законы, которые могли бы работать практически.
– Думе третьего созыва было уже проще?
– Депутаты в третьем созыве как раз занимались тем, что формировали понятие «вертикаль власти». Появились разграничения, была выделена муниципальная власть: мы в то время разработали почти 240 уставов муниципалитетов. Причем сейчас понятно, что многое из того было и не нужно. Но, как бы там ни было, создана муниципальная власть, сформировалась вертикаль управления. То есть Дума третьего созыва занималась, что называется, вопросами тонкой настройки. Что же касается четвертого созыва, я бы сказал, что это была Дума высокоинтеллектуальная. Она занималась тем, что регулировала уже имеющееся на тот момент краевое законодательство, вносила изменения в законы, делая их более эффективными. Если посмотреть, в составе той Думы было много докторов наук, руководителей крупных предприятий и т.д.
– Чем же в таком случае занимается нынешняя Дума?
– Дума пятого созыва восполняет то, что утеряно с развалом Советского Союза. Раньше, окончив институт, уже можно было рассчитать, какая у тебя будет пенсия, когда получишь повышение, когда квартиру... И вот уже Дума пятого созыва приняла бюджет на плановый период – на три года вперед. Мы говорим теперь о долгосрочном планировании, о перспективах. И я думаю, что это характерное отличие.
– Скоро новые выборы – в Думу уже шестого созыва. Какая она должна быть?
– Полагаю, будет сложная ситуация в экономике из-за проблем с Украиной и присоединением Крыма, начиная с замораживания наших активов за рубежом и осложнением визового режима и заканчивая блокировкой инвестиций и возможностей сбыта нашей продукции. Необходимы люди, которые смогут найти выход из ситуации. Это будет антикризисная Дума. На нее ляжет серьезная обязанность. Но на то она и Дума, чтобы думать и решать проблемы!
– Дума состоит из депутатов. Но основной курс указывает председатель Думы. Какие они были – председатели Думы, работавшие в разное время?
– Если говорить о председателях, то у каждого из них, безусловно, был свой потенциал, заставлявший Думу работать. Виктор Алексеевич Озеров стимулировал творчество Думы. Юрий Иванович Оноприенко управлял жестко, благодаря чему решались поставленные задачи. Анатолий Борисович Островский – человек, который находил компромиссы в любых острых ситуациях. Сергей Алексеевич Хохлов больше занимался партийным строительством. А Виктор Владимирович Чудов – человек практической направленности ума: задачи, которые он ставит, направлены на то, чтобы Дума давала не отстраненные советы, а непосредственно участвовала в развитии экономического потенциала края.
– А что можно сказать об избирателях? Чем они отличаются от электората 20-летней давности?
– Избиратели становятся более разумными, их выбор – более взвешенным. Но уровень политизации общества при этом заметно снижается. Если вспомнить 90-е годы, то люди были озлобленно политизированы, потому что не хватало самого необходимого. Но чем больше в обществе стабильности, тем меньше думается о политике.
Василиса Ермакова.
Перепечатка материалов – с разрешения редакции. Мнения авторов и редакции могут не совпадать.
Все рекламируемые товары и услуги подлежат сертификации и лицензированию.
E-mail: info@anyui.ru
За достоверность рекламы ответственность несёт рекламодатель.
© 2024, Создание сайта - Инфорос
Оставить сообщение: