+18
USD 97.33
EUR 105.44
31 Октября, Четверг

Культяпый

04:02 17.02.2014 16+

Дед Сафрон и его внук

В небольшой деревеньке, что расположена на берегу Амура, стали пропадать козы, гуси, подсвинки. Когда у Полины Козыревой потерялась годовалая телка, поиск животного ничего не дал. Деревенские пришли к выводу – пакостит зверь. Тетка Полина обратилась за помощью к старейшему охотнику – деду Сафрону, по паспорту – Серифиму Васильевичу Удалову, который был родом из даурских казаков, называемых на Амуре «гуранами». Козыревы и Удаловы прожили по-соседству лет тридцать в мире и согласии, при необходимости, помогая друг другу.

- Да, Кузьминична, не повезло нам, посетовал дед Сафрон. – У меня девка, ходули вот отказали, - показал он на больные ноги. – А у тебя зверь телку задрал. Да ты не горюй, что-нибудь придумаем.

Кузьминична попрощалась и ушла, а старый охотник призадумался, посасывая потухшую трубку. Обидно ему было за свою старческую немощь. Ведь в былые времена мог за сутки выследить лисицу. Один на один ходил на медведя, объезжал норовистых жеребцов. А вот сейчас…

Вдруг в сенцах щелкнула щеколда и дверь без стука отворилась.

- Есть кто живой? – раздался звонкий голос и вспыхнул свет.

На пороге стоял Геннадий. Внук и дед радостно обнялись. Паренек был очень привязан к дедушке, а тот, в свою очередь, души не чаял в продолжателе рода.

- Ты на побывку сюда, или как? – осторожно спросил Сафрон внука за ужином, кивнув на вещи, что тот поставил в угол.

- Да насовсем я приехал, не могу больше в городе, - озадачил Генка старика.

- Так, значит, - молвил Сафрон после минутного молчания, - а здесь что будешь делать?

Геннадий обиженно посмотрел деду в глаза.

- А ты что, не рад? Или забыл, что я тракторист и шофер…

Старик хмыкнул, но в глубине души был рад решению парня.

В ту пору на селе работы у механизаторов было невпроворот. Стояла осень и рабочие руки были нужны на уборке урожая. Геннадий уставал, но был доволен. По вечерам, за чаем с медом, дед часто переводил разговор на охотничью тему. Уж больно ему хотелось, чтобы внук освоил профессию охотника. А еще не давало ему покоя то, что серый разбойник по-прежнему бродит возле деревни и наносит ущерб жителям.

Выпал первый снег. Свободное время Геннадий проводил в тайге. Ставил планки, капканы, бегал по путикам. Когда принес первый трофей, дед стал учить, как правильно снимать шкурку с того, или иного зверя, как нестандартно изготовить правилку.

- Ты знай, внучок, наш род испокон веков занимался охотничьим промыслом. Так что делай все основательно, - поучал Сафроныч.

Волчья трапеза

Однажды в зимний вечер зашел к Удаловым заведующий фермой.

- По делу я к вам. И очень серьезному, - озабоченно сказал он. – Беда приключилась. Какой-то зверь задавил годовалого телка и сожрал полтуши. Думаем, это медведь.

- Хуже некуда, - покачал головой Сафроныч. Ты бы, Гена, сходил, посмотрел, что к чему.

Геннадий быстро собрался и поспешил с заведующим на ферму. Вернулся возбужденным.

- На ферме резали скот, а требуху выбрасывали в кусты, чем и кормился серый, – сообщил он деду, - а в прошлую ночь скотники забыли летошнего бычка, он остался в пригоне. Серый пришел на требуху, а попал на свежену.

- Сами виноваты. Прикормили зверя, а винят серого, - проворчал дед. – Видно тебе придется им заняться.

Внук положил в мешок волчьи капканы и вышел из дома.

Казалось бы, сделал все так, как учил его старый охотник. Но парня ждало разочарование после очередного осмотра капканов: волк обошел их и ушел в лес. Геннадий пришел в ярость. Даже решил в горячах бросить эту затею – поймать серого.

По следу зверя

Сафроныч понимал состояние внука, поэтому с расспросами к нему не приставал. Ночью парню не спалось. Когда вышел в прихожую, то увидел, что не спит и дед. Проговорили до утра.

Как только рассвело, Геннадий вновь отправился к заветному месту. И какова же была его радость, когда увидел, что снег разрыт, и похоже, капкан «зацепил» серого – он ушел вместе с ним.

Молодой охотник пошел по следу. Через километра полтора обнаружил, что волчара перегрыз свою лапу. Возле обильных следов крови валялся капкан. Серый ушел вновь.

Закончился охотничий сезон, копканы были сняты. Про серого разбойника дед с внуком старались не вспоминать. Правда, Геннадий как-то обмолвился.

- Наверное волк сдох без лапы.

- Вряд ли, - усмехнулся дед, - он еще даст о себе знать.

Больше к этой теме не возвращались.

На рыбалке

… Наступило лето, пора заготовки кормов. К несчастью, Амур вышел из берегов и затопил пойму. Пришлось косить сено в тайге, а это адский труд.

Как на грех, Геннадий повредил ногу. Но сидеть без дела в такую горячую пору было стыдно. Бригадир покосчиков предложил ему ловить рыбу. Когда выдавал ему сети и палатку, указал на ружье, стоящие в углу.

- Оно мне досталось от деда, но я не охотник. Если хочешь, возьми, вдруг пригодится.

Геннадий поблагодарил его за подарок и прихватил с собой, положив старинное ружье 12-го калибра в лодку.

Лето выдалось ненастным и сенокос продлился до конца августа. Из-за большой воды рыба ловилась плохо, приходилось часто менять места лова. Однажды, поставив пару сетей, Геннадий отошел от берега и осмотрелся. Его внимание привлекло звериная тропа, которая была не заросшей, но местами затопленой.

Вскоре стемнело, рыбак поставил палатку и устроился на ночлег. Проснувшись на рассвете, решил проверить сети.

Небывалый случай

Подъехав к одной из них, на миг растерялся: из воды торчала собачья голова. Пригляделся... «Да это же волк», - осенило парня. Всякие забавные истории приключаются с рыбаками и охотниками. Но чтобы волк попал в рыбацкую сеть, в такое вредя ли кто поверит.

Геннадий стоял молча, не веря своим глазам. А волк щелкал зубами, глухо рычал. Попав в сеть, он пытался освободиться, но запутывался все больше и больше. Не понимал, что под водой сеть не перегрызть.

Над заливами прозвучал выстрел. Эхо повторило его где-то в тальниках. Поначалу Геннадий хотел выпутать свою добычу, но затем передумал. Во-первых, это займет много времени, во-вторых, а это главный довод, мужики не поверят, что волк угодил в сеть. Да еще и засмеют. Поэтому довольный рыбак-охотник выбрал сеть в лодку вместе с добычей. Осмотрев волка, он разразился хохотом. Им оказался его давний «знакомец» - то был … культяпый.

Роберт Родионов

4709

Оставить сообщение: