+18
USD 102.34
EUR 106.54
22 Декабря, Sunday

Судьба-судьбинушка

07:01 14.01.2014 16+

А в 1932 году отца забрали в армию. Вернулся он со службы через шесть лет, но не в свою родную деревню, а на 26 километр Оборской ветки района им. Лазо. Туда семью сослали в 1933 году после раскулачивания, несмотря на то, что глава семьи служил в это время в Красной Армии. Произошло это потому, что 73-летний дед Терентий Евсеевич отказался войти в колхоз со своим хозяйством.

На новом месте все пришлось начинать с нуля. Выручила хозяйственность деда, который помогал семье сына выживать в его отсутствие. После возвращение отца стало немного легче. Вскоре у девочек появились два младших братика. Но семье предстояло пережить еще немало трудностей. Уже в 1939 году вновь пришлось покинуть обжитое место. Семью Савосько сослали в село Даур Нанайского района. А в 1941 году отца мобилизовали на фронт. Домой он вернулся только в 1946 году.

Тогда все заботы о семье вновь легли на плечи деда, которого Вера Васильевна помнит как очень доброго, заботливого, работящего. В постоянных делах и заботах он все же находил время, чтобы поиграть с внуками, рассказать сказки, которые всегда заканчивались хорошо. Вера Васильевна до сих пор считает, что добрее ее деда она никогда никого не встречала. Умер Терентий Евсеевич в 1960 году в возрасте 100 лет.

Сколько себя помнит, всегда была в работе, посильной для ее возраста. Иначе было просто не выжить. Во время войны старшая сестра Лида работала на заготовке клепки для рыбных бочек, которые отправляли на Камчатку. А Веру, спасая от голода, взяла на работу в столовую добрая женщина Максимова. Девочка делала все, что могла, помогала всем. А когда доверили подавать еду в окошко, то подставляли под ноги деревянную чурку – слишком мала была ростом.

В то время на Дауре был большой бондарный завод и сплавной рейд. Кошели с лесом сплавляли по Амуру в Комсомольск и Маго, а низкосортную древесину перерабатывали на бондарном заводе. Остров соединялся с берегом широким боном. Там, в прибрежном лесу, садили огороды, там же находились и сарай со скотом.

По вербовке на завод приезжали семейные пары, молодежь из центральных областей Союза. И, несмотря на все трудности, жизнь кипела, как-то умудрялись даже выкраивать время для отдыха. До 1947 года даурцы гарантированно получали хлеб по карточкам. Когда их отменили, приходилось выстаивать большие очереди. Но в итоге хлеба могло и не хватить.

После возвращения отца с войны в семье родилось еще четверо детей. Жили очень дружно. И в семье, и в поселке, где вместе трудились люди разных национальностей. Но Даур стало все чаще затапливать и многие начали подумывать о переселении.

В 18 лет Вера устроилась работать бракером на бондарный завод. Клепку и тару оттуда стали перевозить на хранение в Троицкое. Сюда же, через какое-то время, переехали и Вера Васильевна с мужем. Вместе они воспитали троих детей.

Вся трудовая деятельность семьи Лопатиных прошла на Троицком лесозаводе. Вера Васильевна работала бракером на приемке древесины. Считает, что это было лучшее время в ее жизни. Дети подрастали, была работа, стабильность, получили квартиру, строили планы на будущее.

Как и основная часть населения, голосовала она за сохранение Союза. Но этого не случилось, и жизнь снова круто изменилась. В тридцать третьем многие семьи срывали с обжитых мест и отправляли в неизвестность. Но тогда было детство, молодость. Не все воспринималось так тяжело. А сейчас преклонный возраст, отсутствие здоровья, смерть близких людей …

Живет Вера Васильевна с сыном и внуком. Пенсия небольшая, но она старается укладываться в пресловутый прожиточный минимум, по которому привыкли жить российские пенсионеры. На вопрос «как жизнь», она оптимистично отвечает: нормально. Огород садим, вещи донашиваем, на хлеб хватает, о поездках дальше дома уже не думаем, живем, как большинство людей сегодня. Такая судьба.

Валентина Сидорова,

Председатель первичной ветеранской организации

Троицкого леспромхоза

4947

Оставить сообщение: