+18
USD 102.34
EUR 106.54
22 Декабря, Sunday

Выбор приоритетов

04:53 06.11.2013 16+

Как отметил губернатор в своей вступительной речи, на сегодняшний момент назрела необходимость внедрения на всей территории края регионального инвестиционного стандарта. О важности этого говорит хотя бы тот факт, что Совет получил новое название - Совет по предпринимательству и улучшению инвестиционного климата Хабаровского края, и губернатор лично его возглавил.Функционал Совета теперь существенно расширен. В частности, теперь в его компетенцию входит выработка рекомендаций по государственной поддержке инвестиционных процессов и стимулированию инвестиционной активности, рассмотрение результатов реализации инвестиционных проектов, вопросов планирования и размещения производственных сил.

В центре внимания в этот раз была презентация проекта «Инвестиционной стратегии Хабаровского края на период до 2020 года». Основная задача документа - выявить какие отрасли региона имеют наибольший инвестиционный потенциал, т.е имеют привлекательность для инвесторов и где нужно  сосредоточить объекты инвестиционной инфраструктуры. Так называемые бизнес-инкубаторы и технопарки. Мы обратились к проекту этой стратегии, подготовленной  московским ООО «Национальный институт конкурентоспособности». Согласно данным представленным в проекте,  в Хабаровском крае наблюдается существенный рост объемов внешней торговли, при этом темпы роста экспорта превышают темпы роста импорта. Хабаровский край имеет положительное сальдо внешнеторгового баланса благодаря продукции лесопромышленного комплекса. В основном это экспорт:  лесоматериалы - 26%, черные металлы - 16%, нефтепродукты и топливо - 13%, пиломатериалы - 10%, услуги - 9%, рыба и морепродукты - 9%, драгметаллы - 5%, химическая промышленность - 4%.Так основными внешнеторговыми партнерами Хабаровского края являются КНР (37% по итогам 2012 г.), Южная Корея (18%), Кипр (13%), Япония (6%), Таиланд (5%), Германия (4%) и даже Шри-Ланка (3%).

Хотя транспорт и торговля приносят больше всего нефедеральных налоговых поступлений, инфраструктура в Хабаровском крае пока развита недостаточно. Сейчас она проходит этап ускоренного развития (планы по автодорогам, БАМ-2)при  этом доля инвестиций  на транспорт составляет 52%.Так же существует динамичный рост инвестиций в  рыбном хозяйстве, добыче полезных ископаемых наи торговле. При этом доля инвестиций в основной капитал экономики Хабаровского края выше, чем в среднем по России за последние 5 лет - отмечают авторы проекта.

К сожалению, инвестиционные проекты успешно реализовываются только в инфраструктуре и по социальным объектам, а также в добыче полезных ископаемых, в то время как обрабатывающей промышленности это не касается. Инженерная и коммунальная инфраструктура работает на пределе мощностей. Поэтому решение этих вопросов одно из важнейших направлений работы правительства.

Согласно Реестру инвестиционных проектов распределение объемов ожидаемых инвестиций по муниципальным районам Хабаровского края выглядит следующим образом: на Хабаровск приходится 261 млрд. руб., на Комсомольск-на-Амуре – 174 млрд. руб., на район расположения портовой особой экономической зоны –Советско-Гаванский – 180 млрд. руб., на Ванинский район – 114 млрд. руб., на Нанайский район – 10 млрд. руб., на остальные же районы  – 194 млрд. руб. По данным рейтингового агентства «Эксперт РА», в прошлом году Хабаровский край стал одним из лучших регионов страны по динамике снижения инвестиционного риска.

По словам директора региональной практики группы компаний StasMarketing Евгения Борисова отраслевой фокус краевой инвестиционной стратегии должен быть сосредоточен, прежде всего, на транспортном комплексе, туристической индустрии, строительстве и рыбном хозяйстве.«Такими долгосрочными масштабными проектами, которые обладают высоким мультипликативным эффектом для развития краевой экономики, могли бы стать строительство логистического центра в Хабаровском районе, технопарка в Комсомольске-на-Амуре и агропарка в районе им. Лазо, создание торговой биржи для агропредприятий и новой судоходной компании в Хабаровске и ряд других проектов», - приводит слова эксперта пресс-служба правительства.

На этом же акцентировал внимание и губернатор, по его словам, уже в 2013 году объем инвестиций в край составил 156,8 млрд. рублей. Деньги направляются, в том числе, и для решения вопросов развития перерабатывающей промышленности. А это  создание горнообогатительныого комбината Албазино и Гидрометалургического комбината в г. Амурске ОАО «Полиметалл», там же  будет Дальневосточный центр глубокой переработки древесины ОАО «Дальлеспром». Стоит упомянуть и строительство обогатительной фабрики на Ургальском каменноугольном месторождении, а так же о модернизации нефтеперерабатывающих заводов в г. Хабаровск и в г. Комсомольск-на-Амуре. Отдельно Вячеслав Иванович отметил проект государственно-частного партнерства, - строительство Центра амбулаторного диализа немецкой фирмой «Би Браун».

 «У нас нет нефти и газа, которые дают сверхдоходы. Структура промышленности «не сырьевая». Поэтому приходится добиваться инвестиций. Главная задача-сосредоточиться на выполнении конкретных мероприятий для реализации нашего инвестиционного потенциала. Мы должны сконцентрировать усилия на реализации проектов, которые будут создавать новые производства, рабочие места, добавленную стоимость, улучшать жизнь граждан. Однако мы ограничены в ресурсах как во временных так в людских и финансовых, поэтому нам важен тщательный подход к выбору приоритетов».

Позднее, на заседании  Правительственной комиссии по социально-экономическому развитию Дальнего Востока, этот вопрос осветил и полномочный представитель президента в ДФО Юрий Трутнев. Говорилось о создании конкурентной особой экономической зоны. Сейчас по его словам, наши особые экономические зоны существенно уступают нашим соседям. Так же необходимо переформатировать Минвостокразвития, т.е передать ряд полномочий по развитию Дальнего Востока от других министерств, прежде всего Минрегиона и Министерства экономического развития России. Таким образом Минвостокразвития будет заниматься только Дальним Востоком, а указанные министерства остальной Россией. Т.е как подчеркнул Юрий Трутнев: «Если мы уж решили, что у нас Дальний Восток обладает определённой спецификой, что он не развивается в рамках обычных правил, существующих в Российской Федерации, создали для этой цели отдельное министерство, значит это министерство должно обладать всей полнотой функций и всей полнотой ответственности».

Новое видение модели развития Дальнего Востока прежде всего связано с созданием экспортно-ориентированного производства. «Совершенно очевидно, что с политической точки зрения Дальний Восток будет всегда связан с центром России, но это совершенно не значит, что все экономические связи должны быть исключительно с европейской частью России, потому что производить что-то на Дальнем Востоке и везти это в Москву, в Калугу или Брянск достаточно далеко, несколько накладно и, честно говоря, странно, когда вокруг существуют огромные развивающиеся страны, нуждающиеся в нашей продукции». И это не утопия, считает Трутнев, авиационный завод в Комсомольске-на-Амуре - яркий пример такого производства, современного и высокотехнологичного. Он подчеркнул, что «мы говорим не о том как рыбу и краба ввозить в Японию, с этим мы еще будем отдельно разбираться: как ввозят, что ввозят, насколько ловля соответствует законодательству. Это касается и леса и рыбы и энергетики, надо очень внимательно посмотреть на сколько все эти отрасли сориентированы на интересы России. Мы говорим о переработки наших ресурсов, т.е. о создании конкурентоспособной продукции».

Что ж, векторы развития с божьей помощью определили,  средства выделяются, инвестиции текут ручьем, осталось только все это не разбазарить.

Иван Миронов

5469

Оставить сообщение: