Мой рассказ - мои детские воспоминания, дополнены рассказами старших мухинцев. Со слов моей матери У.С. Бельды /1909-1996/ в той Мухе, о которой я пишу, стали заселяться после наводнения 1928-1929 г.г. Всем селом жители перешли из старой Мухи, находившейся в низине, выше по течению и такое же название оставили своему новому месту.
Есть несколько уникальных фотографий, запечатлевших облик села почти 60 лет тому назад. У склона оврага большое здание - это клуб. Там были занавеси сцены с вышитыми нанайскими узорами. Разглядывала эту красоту и очень хорошо помню.
Село было расположено на высоком берегу протоки Мухинской реки Амур между двух скалистых сопок. Нижний утес больше вдавался в протоку. На фотографиях это заметно. От леса были три оврага, углубляющиеся к реке, которые делили селение на три части. Поперек оврагов было построено три моста на деревянных срубах. Один из них - центральный мост, где стоят две женщины в полном нанайском одеянии. Это моя мама Уля Бельды и Тое Бельды /фото 1953-1955г.г./.
Село казалось мне тогда большим, берега далекими, овраги опасными. Лес вокруг был богат с разнообразными деревьями, кустарниками. Порожала красота цветущих плодовых растений...
Сколько людей в селе проживало - мне неизвестно. Нет таких сведений и в районном архиве. В селе были колхоз «Рыбак-Охотник», сельсовет, два магазина, фельдшерский пункт в здании на третьей части села, баня. Позже, в 1960-м году, выше жилых домов построили новый клуб, медпункт с большими окнами, электростанцию. Видно, не знали, что вскоре придется покидать эти места. В основном люди работали в колхозе: ловили рыбу, охотились, на большом поле за селом выращивали картофель и овощи, трудились на ферме, где держали коров и лошадей. Картофельные поля распологались за нынешним Маяком у села То или, как его еще называли, Дубовый Мыс. Один год нас, школьников, на мотоботе возили туда собирать урожай картофеля. Вот были незабываемые впечатления от увиденного и красоты окружающей природы!
Учились мы в начальной школе, расположенной выше жилых домов, у леса. Были два учебных класса, учительская, пионерская комната и с другого входа - учительская квартира. На фотографии - мухинские школьники, которые начали учиться в школе в 1954-60-годы. Многие узнают себя, своих родственников. Все взрослые и дети говорили на родном нанайском языке в быту, на работе, в школе. Нанайцы учились русскому языку. Но пожилые люди не понимали письменность, не умели читать, хотя со временем осваивали разговорную речь на русском языке. Русские люди не понимали по - нашему.
Вглядитесь в снимке села. Видно, что жили мухинцы отдельными домами. Возле дома сажали в огородах обычный набор овощей, картофель, ягодные кустарники, плодовые деревья.
Запомнился дом, где жили с родителями Ирина Торонговна Гейкер /Пассар/ и ее брат Михаил. Дом с открытой верандой, выходящей на перекресток двух проулков. Сейчас бы про эту веранду сказали, что она в колониальном стиле. Но в то же время через огород, выше нашего дома, был еще дом с соломенной крышей и земляным полом. А ниже была еще жилая землянка. Одним общим двором из трех домов жила семья Цебара Гейкер. Мой дедушка Степан Гейкер со своей семьей и семьей старшего сына Бориса жили двумя домами на нижнем утесе.
В центре села была большая спортивная площадка, где играли в волейбол, футбол, лапту. С концертами приезжала молодежь села Дады. В клубе показывали кино, по праздникам всегда ставились детские концерты. Люди были трудолюбивые, работящие, небогатые, но, устремленные в будущее.
В 1962 году колхоз «Мухинский» объединили с колхозом «Красное Знамя» с. Синда. Было принято решение властей снять в Мухе все производство и социальные объекты. Старшие дети направлялись на учебу в интернаты при школах других сел. Люди стали разъезжаться туда, где были работа, школа, медпункты, магазины и т.д. Увозили престарелых родственников, скот, строения... Выезд из села был постепенный, кто как мог. В основном переселились в Синду. Туда же колхоз перевез и новый клуб, заново собрав его на улице Театральной. Медпункт также вывезли и в Синде поставили, как жилой дом. Наверное, это переселение помнят многие, что поможет лучше восстановить историю Мухи.
Старые дома, строения были оставлены. Но некоторые хозяева перевозили свои дома. Так мой брат Иван Бельды перевез новый дом в Искру. Позже его старшие сыновья снова разобрали, перевезли и поставили этот дом в Синде на рыббазе. Перевез свой дом в Синду мой дядя Борис Гейкер. Увезла свой дом на Искру семья Ганги Оненко. Подобные примеры должны помнить и другие мухинцы. Сколько труда было вложено, силы воли, заботы о семьях в это переломное для жителей время!
Нас воспитывали уважать, почитать старших. Но и взрослые, понимая, что грядет новая жизнь, поддерживали в нас стремление к дальнейшей учебе, получению профессии, специальности. Мечта, романтика, трудолюбие, устремленность в будущее стали основой для занятий молодежи теми делами, которых даже и не могли мечтать наши неграмотные родители. Мухинские дети Юрий М. Киле., Олег К. Пассар., Егор Ц. Гейке., Николай К. Бельды. стали инженерами, механиками на судах, заводах, в авиации; медицинскими специалистами - Лилия К. Бельды., Нелли Ф. Оненко., Ирина Б. Перменко., Зоя М. Киле., Зоя Г. Оненко.; высококвалифицированными токарями - Георгий Д. Бельды., Валентин Г. Оненко.; бухгалтерскими специалистами - Ася К. Бельды., Галина Г. Донкан., Фаина К. Бельды.; профессией специалиста почтового дела овладела Инна Б. Котова. Одни жили и трудились в селах и городах Хабаровского края, другие остались в Синде.
Более старшее поколение - опытные охотник, знающие свое дело рыбаки. Мастерством рукоделия владели многие женщины и учили этому детей. Некоторые продолжают эти традиции и в наше время.
Среди мухенцев тех лет был участником ВДНХ охотник Иван Д. Бельды., имеет знак заслуженного рыбака РСФСР Николай Н. Гейкер. Имели высокие правительственные награды колхозники «Рыбака-Охотника», а в последствии колхоза «Красное знамя». Знаменитые на весь мир мухинцы - певец Кола Бельды, поэт Андрей Александрович Пассар оставили нам огромное духовное наследие.
Честью и гордостью было для каждой семьи, если сын или брат служили в Советской Армии. В семейных архивах много фотографий, где они подтянуты, в солдатских мундирах со знаками их воинских служебных достижений и воинских званий. Уважаемый в Синде мухинец Алексей Г Оненко. за отличную службу танкистом награжден медалью.
Были на Мухе и настоящие шаманы. Сильными шаманками считались и женщины. Мне запомнился шаман-мапа /так его называла моя мама/, т.к. я присутствовала на его камлании. Жил он ниже нас, у склона к реке. Забор аккуратный, тальниковый, огород ухоженный. Взрослые лечили себя и своих детей и у шаманов, и у фельдшера. Позже появилось суждение, что шаманство - вредный предрассудок, оно стало занятием порицаемым. В Мухе в мои детские годы шаманство, наряду с народно-прикладным творчеством, языком было неотъемлемой частью жизни нанайцев. Но его уже не возродить.
Нанайский язык тоже был почти забыт поколением детей 1950-60 годов рождения.
Село Муха просуществовало в период 1928-29г.г. -1974-76 г.г. Сколько лет прожили люди на Мухе?. Кто был последним мухинцем или семьей, покинувшим село? Есть тема для воспоминаний. Можно составить схему размещения домов. Вспомнить и рассказать о мухинцах, воевавших в Великую Отечественную войну. Надо торопиться, пока живы те, кто жил в селе или их родственники. История Мухи - не старина глубокая. Вглядитесь в наши фото: там любимые места, родные лица. В семейных архивах много фотографий о живших в Мухе. А этот снимок троих мужчин в нанайских костюмах - отображение самого начало тридцатых годов. Тот, кто сделал эти фото, оставил потомкам неоценимую память о селе и его людях.
Без людей село Муха перестало существовать. Время взяло свое: нет улиц, остатков домов. Все заросло высокой травой, кустарником, выросли новые деревья. Через много лет 4 июля 1998 года была организована встреча мухинцев на родной земле. Тогда, да и сейчас, единственным свободным местом был берег реки. Это наша река времени, унесшая в небытие селение... Но Муха всегда любима и незабываема.
Август 2013 года.
Лариса Бельды /Кузнецова/.
с.Синда
Фото из семейных архивов лично моего, А.К Бельды., Л.К Бельды. Благодарю их.
Оставить сообщение: