+18
USD 102.34
EUR 106.54
23 Декабря, Понедельник

Наводнения на Дальнем Востоке

04:27 23.09.2013 16+

Первые письменные свидетельства катастрофических наводнений на Амуре появились вскоре после того, как сюда в 17-м веке пришли русские, не знакомые с характером местных рек. В 1861 году новые русские земли смыло сильным паводком. Китайские земли на другом берегу тоже пострадали сильно, но это было привычным для жителей Поднебесной, но не для русских переселенцев. Большая вода, пришедшая с Зеи, повысила уровень Амура у Благовещенска на 10 метров. На Уссури из-за продолжительных летних и весенних дождей произошло большое наводнение. О нём очевидцы писали: «Реки превратились в озера, на низких местах не было видно берегов, а в горах реки разливались от хребта до хребта. Селения очутились на островах. Старики гольды не помнили такой воды».

А уже в 1863 году беда пришла вновь. Едва поселенцы оправились от причинённого наводнениями ущерба, новая волна стихии снова обрушилась на казачьи станицы и крестьянские деревни. Наводнение 1872 года в «Краткой истории Амурского казачьего войска» названо потопом — так велика была вода в Амуре, так значительны были последствия.

«Сенокос был в разгаре, как вдруг начались дожди, вода в Амуре стала сперва постепенно прибывать, а затем по телеграфу из Покровки сообщено было, что вода «идёт валом». Губернатор Педашенко… извещённый нарочным, по прибытии в Албазин застал бушевавшую реку выходящей уже из берегов… по ней с шумом мчались дома, сено, лодки, брёвна и прочий скарб… Быстро сменявшиеся картины разрушения были одна другой печальнее: попадавшиеся селения были все в воде, а некоторых уже не существовало, домашние животные, окруженных водою, сбившись в кучки, ожидали своей гибели, народ бежал в горы…»

Вышедшая из берегов вода уничтожила девять казачьих станиц и смыла несколько крестьянских деревень, погибли посевы. А по улицам Благовещенска ходили пароходы, подвозившие пассажиров к дверям гостиниц.

Приамурские россияне заново отстроились, но уже подальше от берега. Через 11 лет, в 1872 г., их смыло и оттуда, ещё большим по высоте паводком. Около Албазина вода стояла на 16 м выше среднего уровня, и некоторые станицы были совсем снесены. Расчётным путем гидрологи определили, что уровень р. Амура у Хабаровска во время паводка 1872 г. составил 722 см. Наводнением на Шилке и Амуре охватило города Сретенск, Благовещенск, 27 казачьих станиц. Ряд населённых пунктов после этого наводнения на старых местах больше не восстанавливался. Летом 1881 г. уровень воды в Амуре и Зее повышался шесть раз.

Очередной амурский потоп в 1897 г. смыл уже не домашний скарб, а казённый, к тому же стратегически важный – примерно треть только что отстроенного забайкальского участка Транссиба.

А в самом конце 19-го века — новый разлив амурских притоков, который вывел из строя недавно открытую Забайкальскую железную дорогу. 1897-й долго вспоминали потом, как «год страшной катастрофы». В Хабаровске в 1897 г. была затоплена набережная и Нижний базар, а реки Плюснинка и Чердымовка вышли из берегов, подтопив близлежащие дома. Из-за повреждения телеграфа отсутствовала связь с Амурской и Забайкальской областями. Оказались затопленными многие поселения в пойме Амура. Станица Михайло-Семёновская (сегодня с. Ленинское) почти полностью ушла под воду.

В 1927 г. очередное очень большое наводнение было зарегистрировано в Хабаровске, о нём издана книга «Наводнение Хабаровска 1927 года». Максимальный уровень составил 15 августа – 572 см. Вода тогда наступала на Николо-Александровское шоссе (сегодня ул. Краснореченская). Особенно пострадали районы Затона, Дальнеукраинская слободка, была повреждена линия Уссурийской железной дороги. Погибло много домашнего скота, в том числе, более 3000 свиней и около 700 коров. Общие убытки к 9 августа составили 17,6 млн. руб.

В 1927 г. в Благовещенске было затоплено 75 кварталов, железнодорожная связь с городом была прервана. В г. Зея было затоплено 90% коммунального фонда. Были смыты многие мосты, затоплено более 70 селений. Уровень воды в Благовещенске начал спадать 14 августа, в Хабаровске – 19 августа.

В двадцатом веке про катастрофические наводнения стали понемногу забывать. С одной стороны, жители Приамурья в значительной мере приспособились к особенности паводкового режима местных рек, переселившись из мест, периодически подвергавшихся затоплению. Они стали распахивать землю не в пойме, а выше, на надпойменных террасах. С другой — природа позволила «отдохнуть»: многоводные годы сменились маловодными и даже засушливыми. И, хотя в 1917 году на Бурее был отмечен наивысший за весь период наблюдений подъём уровня (данные метеостанции Малиновка), и, вероятно, наводнением были охвачены и другие территории, в истории этот факт остался незамеченным. Начавшаяся социальная катастрофа — революция — затмила природную своими масштабом и значимостью.

В 1928 г. в среднем течении Амура и Зеи произошло четыре наводнения. Они принесли с собой большие бедствия. Население спасалось на плавсредствах. 4000 человек вынуждены были искать убежище на железнодорожном мосту в Хабаровске. О наводнении 1928 года в издательстве «Тихоокеанская звезда» был выпущен сборник статей «Наводнение 1928 года в Дальневосточном крае».

Заблаговременные прогнозы паводков в Амурском бассейне в 1959, 1968-1969 и 1971 гг. позволили свести к минимуму убытки от наводнений.

Паводок 1984 г. в основном затронул дачные посёлки на левом берегу Амура. В черте Хабаровска были подтоплены районы Красной Речки, Затона и «Кругосветки».

Во все эти даты наводнений нанайцы всегда стремились уйти на место повыше. Сколько селений было закрыто, в связи наводнениями. Например, села Дондон, Торгон и Даур были покинуты жителями в 1928 году, которые переселились жить в село Найхин. Через 40 лет жители Куруна переехали в Найхин, а жители села Мухи - в Синду.

Картина наводнений в Приамурье запоминается надолго, т.к. муссонные дожди сопровождаются здесь ураганами. Вот как нарисовал её известный исследователь Дальнего Востока, учёный, писатель В.К. Арсеньев: «Дождь, туман, тучи – всё это перемешалось между собой… В абсолютной тьме казалось, будто вместе с ветром неслись в бездну деревья, сопки и вода в реке, и всё вместе с дождями образовало одну сплошную, с чудовищной быстротой движущуюся массу. На реку было страшно смотреть. От быстро бегущей воды кружилась голова».

Хорошее чутье к опасности и народную мудрость местных жителей Приамурья хорошо описал Владимир Клавдиевич в своей книге «Дерсу Узала»,откуда можно почерпнуть много народной мудрости, основанной на вековых наблюдениях аборигенов.

В книге описываются 2 наводнения, которые случились при писателе: на реке Билимбе (ныне река Таежная) и на озере Гасси. Интересно описывались приметы, по которым и определяли, будут ли сильные дожди, из-за которых реки выходили из берегов, или нет.

«Оба мои проводника объяснили мне, что, если во время штиля туман вдруг перестает моросить и начинает подниматься кверху и если при этом раскатистое эхо исчезает, надо ждать весьма сильного дождя». Но помимо смекалки, аборигены надеялись на милость духов, поэтому всячески задабривали их.

Анна АЛЕЕВА

фото с сайта http//earthodservatory.nasa.gov

14881

Оставить сообщение: