Еще больше заинтересовавшись этой темой, я начала поиск информации в интернете но там естественно, ничего не было. Благодаря Раисе Алексеевне Бельды, педагогу краеведения и этнографии центра детского творчества с. Найхин, мне удалось найти то, что искала. Оказывается, эта работа была уже написана Людмилой Андреевной Оненко, бывшей воспитанницей МОУ ДОД ЦДТ, и называлась она «Дянгиан» – нанайский судья».
Внимательно изучив эту работу, стало понятно, что она уникальна, ведь никто раньше не писал об этом, в основном всегда больше внимания уделялось теме про шаманизм или теме промысла нанайцев.
С древних времен у нанайцев была распространена родовая кровная месть. Но получилось так, что нанайский суд стал демократичнее. Заслугу эту можно отнести к судьям. Важную роль в судебных разбирательствах стали играть они - дянгианы.
Этимология этого слова уходит корнями в далекое прошлое. Никто не знает точный перевод, остались лишь предположения, которые могут наиболее близко отразить суть этого слова.
Иван Торокович, житель села Найхин, предлагал переводить слово «дянгиан» как «защитник». «У малых народов, - говорил он, - свой судья был, защитник». Затруднения пожилых нанайцев, пытающихся перевести слово дянгиан на русский язык, обусловлены также следующим. Функция дянгиана заключается, собственно, не в том, чтобы судить виновного, но в том, чтобы привести конфликтующие стороны к согласию. Поэтому некоторые из них говорят, что «дянгиaн, манга - вовсе не судья, а тот, кто все согласовывает, всех приводит к согласию, разрешает проблемы». Они же дают объяснение распространившемуся неточному, с их точки зрения, переводу этого слова.
«Дянгиaн - это человек, знающий законы. Сейчас его называют судьей потому, что он понимал, как судить» - говорила Нюра Федоровна.»
Дянгианом мог стать не каждый. Для этого он должен был быть, прежде всего, выбран духами (сходство с шаманом), и утвержден на собрании шаманов.
«Люди узнают с детства, кто будет дянгианом, - говорит Несулта. Что бы он ни делал, все делает, как надо! Его сэвэн (дух-помощник) показывает ему, что так-то и так-то надо делать, и поэтому люди сразу узнают, что он будет дянгианом. И язык у него искусный! Старые люди знали!» Таким образом, дянгиан действительно избирается, но избирается не людьми, а духами, и способность быть дянгианом передается по наследству.
Вспоминая деда Данилу, дянгиана из Торгона, и другого дянгиана - высокого старика из Сояна, Иван Торокович подтверждает, что судью вовсе не выбирают. «Любого человека дянгианом не поставишь! - говорит он. - У него голова работать должна! Смогут ли стать дянгианами, такие как мы? Мы ничего не понимаем, так что нас ставить? У него же, у Соянского старика, голова сильно работала! Вот этого старика - судью я хорошо знал».
У дянгианов, как и у шаманов была своя атрибутика. Дянгианы поклонялись своим духам-помощникам, которых вырезали в виде сэвэнов. Духов называли «кэку» (кукушками), или «топто» (ночные кукyшки). Также возле дома, как и шаманы, устанавливали шест топто, на верхушке которого, были символы духов. Кукушка, по поверьям нанайцев, птица мира умерших людей, но также, она еще и символизирует красноречие.
Во время суда дянгиан советовался с духами кэку, при этом он издавал непонятные звуки, поддергивался, словно камлал, как шаман. Все судьи перед судом приносили бескровную жертву в виде рюмки водки и поклона на коленях духам, которые собирались у столба топто. Одеяние у дянгианов было желтым, шапки тоже золотистого цвета с колокольчиками, только судьи могли носить костюм этого цвета.
Суд у нанайцев всегда проходил в ночное время на улице. В суде могли участвовать только мужчины, женщины, увы, не допускались. Для разрешения конфликта должно было быть всегда тихо. Для этого детей укладывали спать, а сильно лающих собак уводили на время в лес. Требования к окружающим во время суда были очень строгими. «Когда манга судит, - говорит Ксения Ивановна, - в это время нельзя ни шить, ни еще что-либо делать!» Кроме того, женщины на суд, до того времени, пока решение не будет принято, не допускались. Дянгианом мог быть также только мужчина.
Особое значение придавалось, по-видимому, также огню, возле которого происходил суд. В назначенный день все собирались дома у старшего. На дворе разводили большой костер. Допрашивали истца и обвиняемого, и слушали старика из рода обвиняемого. «В дом не заходили, - вспоминает Нюра Сергеевна, - раскладывали костер на улице. Даже через головешку от этого костра нельзя было в это время перешагивать. Если перешагнешь, заболеешь, плохо будет. Один человек прыгнул через тлеющую головешку, в то время, когда люди байта обсуждали. Он не умер, но у него заболела нога и он не мог ходить».
Как уже упоминалось, основной идеей нанайского суда было примирение враждующих сторон, что является очень любопытным. Например, в соседнем Китае была распространена идея устрашения людей через наказание за преступление. Мой дедушка Виталий Ходогович Бельды рассказывал, что в детстве часто ездил со своим дедом в страну поднебесья. Самым запоминающимся для него моментом была казнь мужчины. «Я маленьким был еще, когда с дедом поехали в Китай. - рассказывает Виталий Ходогович. – Помню, там на какой то площади казнили мужчину, не знаю, за что, но ему отрубили голову. Я испугался, когда тело без головы вдруг встало и пошло, а лицо головы корчилось, как будто от боли».
А ведь в те времена, когда при власти был Мао Дзэдуне, часто применяли пытки и смертную казнь. Хотя и в нынешнее время в Китае действует смертная казнь.
Что касается нанайцев, наказания как такового не было, дянгиан просто назначал выкуп. Например, если было убийство, то семье истца передавали человека из семьи ответчика, то есть за убитого ребенка отдавали своего живого ребенка. Если семья пострадавшего не хотела брать человека из семьи виновника, то назначался выкуп в виде дорогих вещей. Часто выкупом становился отрез дорогого шелка или баранья шуба - балдан). И только в случае если родственники преступника не могли дать столь дорогие вещи, они отдавали в их род своего человека. Передача человека в род убитого считалась достаточным возмещением причиненного убийством ущерба. При этом предпочитали брать женщин, которые могли стать женами членов рода потерпевших.
Заключительное слово в суде всегда было за судьей, его никто не мог оспорить. Ведь по поверию, за него говорили духи. Дянгиан также не мог своевольничать в суде, иначе ему грозила неминуемая гибель за не подчинение своим духам.
Дянгианы были во многих селах, таких, как Джари, Найхин, Дада, Торгон. Их до сих пор помнят и чтут старики.
Теперь вы знаете, каков был суд у нанайцев, каким демократичным он был. Надеюсь, будущее поколение запомнит эту историю. Ведь это наше культурное наследие, это нельзя забывать.
Анна Алеева
Оставить сообщение: