Осенью 1929 года в таежном нанайском стойбище Нижние Халбы, что на Нижнем Амуре, сошла на берег хрупкая белокурая девушка, Шурочка Путинцева, направленная краевым комитетом ВКП (б) на ответственную должность заведующей Горюно-Амурской Красной Юртой. Она сама попросилась на эту работу под впечатлением от встречи со знаменитыми дальневосточниками В.К. Арсеньевым и Г.А. Ушаковым. Наверное, она даже не подозревала, как далека будет ее жизнь на Амуре от девичьих романтических представлений.
Родилась Александра Петровна Путинцева в 1903 г, 7 июля в г. Чите. Родители крестьяне–бедняки; отец умер во время русско-японской войны в госпитале в 1904 г. Мама была неграмотной, в молодости жила в прислугах, зарабатывала тяжёлым физическим трудом. Детство Шурочки прошло в постоянной нужде.
Окончив 1-ое Читинское трёхклассное приходское училище, поступила в 1-ую Читинскую женскую гимназию. Будучи в 5 классе, начала зарабатывать уроками русского языка. С 16 лет начала работать по найму.
В 1929 г. по указанию ЦК компартии в Дальневосточном крае было организовано несколько кочевых культбаз по работе среди народов Севера. Увидев первые статьи об этом, она пришла в отдел работниц крайкома КПСС и попросила направить на любую скромную работу в одну из таких культбаз.
С первого дня Александра Петровна вела дневник, в торопливых, кратких строках которого отражается и история страны того переломного времени, и история Дальнего Востока, и история маленького народа, живущего здесь по традициям предков не одну сотню лет.
И Шурочке Путинцевой, Суре Путинче, как звали ее нанайцы, предстояло творить эту историю, менять вековые традиции, вершить судьбы людей. Для этого нужен был твердый характер, большая путеводная идея и настоящая любовь к незнакомым, во всем непонятным людям. Именно уважение и любовь позволили Александре Петровне не только стать родной для них, но свою дальнейшую судьбу связать с жизнью и культурой амурских жителей и сохраниться в их доброй памяти до наших дней. Уже через год она говорила по-нанайски, потом много лет преподавала нанайский язык в Государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена и участвовала в создании литературы на нанайском языке. Ее научная работа и диссертация тоже были связаны с нанайской филологией.
Красная Юрта должна была решать задачи государственной важности — ликвидация неграмотности, политическое, культурное, санитарное просвещение и, в конечном счете, включение жителей далеких российских окраин в новую советскую действительность.
Первыми образовательными учреждениями, организованными Красной Юртой, были детские сады и пункты ликвидации неграмотности для взрослых. Дети очень быстро освоились в новых условиях и в любую погоду бежали к Шурочке. Обучение взрослых шло труднее, приходилось преодолевать сопротивление и самих учащихся, и их родственников. Не сразу у Александры Петровны сложились доверительные отношения с нанайскими женщинами. Потребовалось время, терпение, доброжелательность, чтобы они стали впоследствии друзьями.
За время работы Красной Юрты в четырех ликпунктах обучились грамоте 85 юношей и девушек. На учебу в Ленинград в Институт народов Севера и Хабаровский педтехникум уехали из стойбищ 28 человек, в том числе 13 девушек. В стойбищах Нижние Халбы и Кондон были созданы детсады, клубы, организованы женские делегатские собрания, комсомольские ячейки, пионерские отряды. При активном участии Красной Юрты в Кондоне и Халбах были созданы колхозы, один из которых, «Сикау покто», существует в Кондоне до настоящего времени.
Встреча с Александрой Петровной в корне изменила судьбы многих нанайцев. Горизонты их знаний о мире, возможности личной и социальной реализации невероятно расширились: они получили профессии, о которых не могли и мечтать, стали сами преобразовывать жизнь своего народа. Большинство представителей нанайской интеллигенции прошли школу А. П. Путинцевой, если не в период работы красных юрт, то во время ее преподавательской деятельности в Институте народов Севера. Она принимала ребят из амурских деревень в Ленинграде, заботилась о них, подкармливала. И уже будучи совсем старенькой, помнила всех по именам, интересовалась жизнью их родственников, радовалась, когда они приезжали к ней в гости.
С высоты прошедших ста десяти лет многие исторические события оцениваются сегодня неоднозначно. Но безусловным остается искренность служения делу, бескорыстие помыслов и уважение к иному народу, с которым жила Александра Петровна Путинцева.
Евгения Одзял
Перепечатка материалов – с разрешения редакции. Мнения авторов и редакции могут не совпадать.
Все рекламируемые товары и услуги подлежат сертификации и лицензированию.
E-mail: info@anyui.ru
За достоверность рекламы ответственность несёт рекламодатель.
© 2024, Создание сайта - Инфорос
Оставить сообщение: